Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Сочинения Рецензии Рецензия на рассказ А. И. Солженицына «На краях»

Рецензия на рассказ А. И. Солженицына «На краях»

Александр Исаевич Солженицын принадлежит к небольшому числу известных писателей нашего времени, которым при жизни удалось завоевать и удержать внимание читателей не только у нас в стране, но и за рубежом.

Судьба его вполне могла бы затеряться среди тысяч судеб других русских интеллигентов, пострадавших от тоталитарного режима, не будь в нем воспитанной с детства воли и силы духа, присутствие которых нельзя не заметить в каждой строке биографии писателя. Сумев в студенческие годы совместить физмат и факультет философии, впоследствии уйдя добровольцем на Отечественную войну, став лейтенантом, Солженицын узнал истинную цену этих душевных качеств.

Документальность произведений Солженицына вызывала много споров (Подробнее). Критики часто приходили к мысли о том, что он «просто сводит счеты со сталинским режимом», а никакой другой идея произведения Солженицына не несут. Нет необходимости доказывать несправедливость этого вывода. Стоит только посмотреть телевизионные выступления Солженицына, вникнуть в суть его статей и литературных произведений как сразу станет понятна творческая и человеческая позиция писателя, которая интересна мне как читателю.

Недавно я прочитал рассказ Александра Исаевича Солженицына «На краях», опубликованный в майском номере журнала «Новый мир» за 1995 г.

Журнал представляет это произведение под рубрикой «Два рассказа» («Эго» и «На краях»). На самом же деле очень трудно определить жанр, в рамках которого оно написано. Это и рассказ, и документальный биографический очерк.

Главной особенностью произведения является то, что за его основу взята не жизнь вымышленного лица, как, например, Глеба Нержина в романе «В круге первом», а книга маршала Жукова «Воспоминания и размышления», ставшая святыней для людей, прошедших войну.

В основе произведения не пересказ «Воспоминаний и размышлений». Солженицын дает возможность читателю узнать правду о той войне, о которой написано и сказано так много, а осознано и понято, по-моему, так мало. В этом автору помогает композиция рассказа.

Она проста: в рассказе две части. Первая часть лаконична. Она повествует о детстве «Ёрки Жукова, сына крестьянского», взрослая жизнь которого началась чуть ли не с семи лет. Солженицын пишет том, как в девятнадцать лет герой был призван на германскую войну тысяча девятьсот пятнадцатого года, потом «перележал в сыпном тифу», а затем началась его молниеносная военная карьера в Красной Армии. Рассказывается, в каких традициях воспитывались бойцы Советской Армии, каким был дух ее полководцев. Солженицын пишет: «Не на той германской войне:— вот тут-то Ёрка и озверился, вот тут-то и стал ожестелым бойцом». Увидев однажды маршала Тухачевского, Георгий Жуков создал себе идеал военного человека, к которому постоянно стремился, уже не мысля себя без военных действий. Его жизнь была неразрывно связана со смертью других, он постепенно учился мыслить глобально, не задумываться над судьбами солдат, бессмысленно посланных на верную смерть: «Слишком крепко? А без того — больших полководцев не бывает». Так внезапно обрывается первая часть. Во второй части автор показывает читателям внутренний мир постаревшего маршала в тот период его жизни, когда «мир— замолк и замкнулся. А пережить эту пору, — может, и лет нет».

Жуков начинает писать свои «Воспоминания и размышления» в шестьдесят три года. А ведь раньше он никогда и не думал о занятии творчеством (ему кажется, что намного легче управлять войском, чем написать иную строчку) Он вспоминает, что вся его жизнь прошла в уважении к «верховному главнокомандующему» и страхе перед ним. Даже видя порой полное невежество Сталина в военном деле, Жуков ни разу не усомнился в гениальности своего руководителя. Когда читаешь строки о том, как после двух инфарктов, после всех унижений, выпавших на долю Жукова по вине Иосифа Виссарионовича, маршал грустит у себя на даче об ушедших временах, появляются горькие мысли о собачьей верности — верности лютому хозяину, ради которого можно пойти на все.

Таким образом, я думаю, писатель раскрывает очень важную для современного читателя мысль: человек никогда не должен давать возможность другому руководить собой, так как это освобождает его от анализа собственных поступков. Солженицын пишет, что до гибели человеческой души может довести власть, основная на постоянном страхе. Такая власть не сделает счастливым никого.

Язык этого рассказа несколько необычен. В отличие от других произведений, в которых Солженицын для доказательства своих мыслей употребляет сложные синтаксические конструкции, этот рассказ изобилует простыми предложениями. Создается впечатление, что авторский стиль близок речи главного героя: фразы отрывисты, просты, как будто слышишь приказы командира. «А — новая беда: выдвигают командовать корпусом», — описывает Солженицын получение Жуковым новой должности.

Действительно, последствия всех «деяний» Сталина мы ощущаем до сих пор. Одним из последних произведений на эту тему стала книга Владимира Карпова «Опала», документально описывающая интригу, которой Иосиф Виссарионович начал постепенно опутывать Жукова с 1946 года. Но именно Александр Солженицын показал с нравственной точки зрения, что только подлинный героизм имеет в своей основе высокую духовность. В своем рассказе он ни одним словом не выразил личного отношения к Жукову, но дал читателю понять, с какой легкостью может быть сломлен человек сильной воли, если у него отняли идеал, который был смыслом его жизни.


 
Яндекс.Метрика