Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Сочинения Рецензии Рецензия на рассказ А. И Солженицына «Пасхальный Крестный ход»

Рецензия на рассказ А. И Солженицына «Пасхальный Крестный ход»

Воистину — обернутся когда-нибудь

и растопчут нас всех!

И тех, кто натравил их сюда, —

тоже растопчут.

А И Солженицын.

 

В этом году я была первый раз на Крестном ходе в Пасхальную ночь. Мне представлялась это чем-то необычным, возвышенным, наполняющим душу и сердце светлым, очищающим чувством единения Бога и человека. Но увиденное мною этой ночью напомнило мне описываемое А. И. Солженицыным в рассказе «Пасхальный Крестный ход». Хотя действие в нем происходит тридцать лет назад, и там и здесь то же хамство, так же «кружат по церковному двору, выкрикивают развязно, кличутся издали», «плюют на асфальт, в забаву толкают друг друга, громко свистят, есть и матюгаются...».

Входные двери – это залог безопасности, надежности дома или квартиры http://doors4spb.ru/metallicheskie-vhodnye-dverimetallicheskie/argus/ Металлические двери «Аргус» вошли в «100 лучших товаров России»: все двери данного бренда имеют уникальный логотип, превосходную шумо и теплоизоляцию, дверные конструкции обладают уникальной степенью жесткости, такие двери невозможно взломать, снять с петель, вырезать, вскрыть.

Автор резко, но достаточно реально показывает молодежь, не почитающую старших, не признающую никаких моральных и духовных ценностей.

Солженицын мозаично изображает действующих лиц: «...девки в цветных платочках и спортивных брюках (ну и в юбках есть), голосистые, ходят по трое, по пятеро...», «...парни — и здоровые и плюгавые... все почти в капках, шапках, кто с головой непокрытой, так не тут снял, а так ходит, каждый четвертый выпимвши, каждый десятый пьян, каждый второй курит...», «...растесненные к ограде кладбища и к церковным стенам, верующие... напуганы и утеснены хуже, чем при татарах».

Здесь методом противопоставления автор добивается наиболее яркого изображения действительности. Используя достаточно простую лексику, он выбирает необычный синтаксис: «...парни… все с победным выражением (кого они победили за свои пятнадцать — двадцать лет? — разве что шайбами в ворота...)...» и сочетает различные стилевые пласты речи: «выпимши», «матюгаются», «кто своих марух обнимает», «...никакого фулиганства», «страсти Христовы», «...женщины пожилые, с твердыми отрешенными лицами, готовые на смерть...». Такой способ изображения помогает автору выразить ироничное отношение к увиденному. Писатель не просто высмеивает поведение молодежи, а с грустью и сожалением думает о том, что за ней, этой молодежью, будущее, И на фоне безнадежности вдруг « ...девушки, того самого возраста девушки, что столпились вокруг с парнями, однолетки, — но как очищены их лица, сколько светлости в них».

У Солженицына все живое, все дышит, все объемно, все в движении, «не сплющено в пеструю картину описания увиденного», потому, что он отказывается от использования красочных прилагательных, цветистых выражений, а берет в основном существительные и глаголы, достигая тем самым, динамики изображаемого. Этим обусловлена необычность композиции. Сам автор делит текст на три части, и это не случайно.

В первой части, во вступлении, он заявляет о тех способах, которые будет использовать для изображения увиденного. Знатоки говорят, «что маслом не надо писать все, как оно точно есть. Что на то цветная фотография. Что надо линиями искривленными и сочетаниями треугольников и квадратов передать мысль вещи вместо самой вещи». Но «один только… Пасхальный... ход разъяснил бы многое нам, изобрази его самыми старыми ухватками, даже без треугольников».

Во второй части он натуралистически изображает действительность. Среди безликой неверующей толпы молодежи вдруг автор рисует два светлых чистых лица, дающих надежду на будущее, но к концу второй части эта надежда гаснет, потому что «Крестный ход без молящихся! Крестный ход без крестящихся! Крестный ход в шапках, с папиросами, с транзисторами на груди...».

Третья часть звучит почти как Апокалипсис, предостережение всем живущим: «Воистину: обернутся когда-нибудь и растопчут нас всех! И тех, кто натравил их сюда, — тоже растопчут».


 
Яндекс.Метрика