Главная Сочинения И. А. Бунин Тематика, проблематика и художественные особенности рассказов И. А. Бунина

Авторизация



Яндекс.Метрика
Тематика, проблематика и художественные особенности рассказов И. А. Бунина
(18 голоса, среднее 4.44 из 5)
Автор: Лучшие экзаменационные сочинения: 400 золотых страниц.   

Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И.А.Бунин

Действительно мы можем сказать, что имя Ивана Алексеевича Бунина навсегда останется в истории мировой литературы. Он был не только поэтом, чьи стихи любят и знают многие поколения людей, но и писателем. Идеи, проблемы и самый материал действительности послуживший основой его произведения, уже принадлежат историк, но вопросы, поставленные в них, волнуют нас и по сей день.

Бунин был дворянином по происхождению, поэтому в ранней его прозе особенно ярко подчеркнута тема уходящего дворянского прошлого России. Появляются такие произведения как «Антоновские яблоки», «Новая дорога», а позже «Деревня» и «Суходол». В них писатель сожалеет о гибели старого уклада, грустит о романтике дворянских гнезд. Эти произведения похожи на эпитафии, ведь в них писатель ищет причину такой быстрой и неизбежной гибели дворянских гнезд, пытается уловить ход истории, и вместе с тем все эти произведения не просто эпические, а в них присутствуют и поэтические образы, и пейзажи. Так, в рассказе «Антоновские яблоки» Бунина привлекает и красота природы, и красота и простота патриархальной жизни и быта. Вот тут-то и проявляется импрессионистическая манера изображения Бунина. У писателя поэзия прошлого заключается в близости жителей деревни к природе, в их простоте и здоровье. Бунинские образы крестьян и крестьянок наделены такими чертами индивидуальности, что мы забываем, что это литературные персонажи, плод фантазии автора. Жизнь предков сохраняет свое былое очарование, влечет к себе Бунина. Но иные, жесткие черты проступают на лицах фамильных портретов, до тех пор «кротко» глядевших на него со стен.

В суходольских жителях, помещиках и дворовых, Бунин стремится выявить прежде всего исконно русские, «общедеревенские», мужицкие черты. Картиной полузаброшенного кладбища оканчивается эта повесть о русском усадебном дворянстве, рассказ «Антоновские яблоки» Бунин завершает так: «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб. Эти дни были так недавно, а меж тем, мне кажется, что с тех пор прошло чуть не целое столетие». Здесь рассказ Бунина перекликается с «Вишневым садом» Чехова, с его главной мыслью. Как и образ сада хранит в своей глубине идею времени, точнее — идею человеческой жизни, текущей из рода в род, так и залах антоновских яблок хранит память о прошлом, об уходящих, разоряющихся дворянских усадьбах и поместьях.

Но в середине 10-х годов тематика произведений Бунина меняется. Писатель переходит от темы патриархально-помещичьей России к теме критики буржуазной действительности того времени. Ярким произведением этого периода является рассказ «Господин из Сан-Франциско». С мельчайшими подробностями, перечислял каждую мелочь, описывает Бунин роскошь, являющую собой истинную жизнь господ нового времени. Этим людям ничто не может доставить удовольствия, их мир абсолютно бездуховен, это мир кукол и механизмов. Самого же героя рассказа писатель почти не наделяет внешними приметами, он даже не называет его, герой не достоин называться человеком. «Я с истинным страхом смотрел всегда на всякое благополучие, приобретение которого и обладание которым поглощало человека, а излишество и обычная низость этого благополучия вызывали во мне ненависть», — напишет Бунин много лет спустя.

В этом рассказе Бунин показывает что он настоящий писатель. В произведении присутствуют аллегории, множество ассоциаций я символов. Корабль «Атлантида» представлен как символ цивилизации, а бушующий океан — символ реальной, действительной жизни.

В цикле рассказов «Темные аллеи» Бунин раскрывает перед нами самые различные моменты и оттенки в отношениях мужчины и женщины. Смерть и любовь — почти неизменные мотивы бунинской прозы этого периода.

Любовь, причем любовь земная, телесная, человеческая — может быть, единственное возмещение всех недостач, всей неполноты обманчивости и горечи жизни. Любовные сюжеты у Бунина чаще всего разрешаются смертью.

Бунин развивает свою философию. Так перед лицом любви и смерти все равны, на задний план отходят все преграды, разделяющие людей в жизни.

Толстой писал: «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его, — цените их, живите ими». Такими «зарницами» счастья, озаряющими жизнь человека, Бунин считает любовь. Любовь по Бунину — не придумана людьми, она встречается и, может быть, не столь уж редко. Она — огромное счастье, но счастье недолгое, порою — мгновенное. Трагедийность бунинской любви именно в том, что она слишком сильна, чтобы продлиться. Обрыв встречи закономерен и неизбежен. Более того: оба любящих знают, что, продлись их встреча, соединись их жизни — и чудо, озарение, «солнечный удар», поразивший их, уничтожатся.

Во многих рассказах этого цикла Бунин не называет имена главных героев. Он, как и Чехов, пленяет нас иными средствами, чем внешняя занимательность, «загадочность» ситуации, заведомая исключительность персонажей. Бунин приковывает вдруг наше внимание к тому, что как бы совершенно обычно, доступно будничному течению нашей жизни; мимо чего мы столько раз проходили, не остановившись и удивившись, итак бы и не отметили для себя никогда без подсказки.

По части красок, звуков и запахов, «всего того, — выражаясь словами Бунина, — чувственного, вещественного, из чего создан мир», предшествующая и современная ему литература не касалась таких, как у него, тончайщих и разительнейших подробностей, деталей, оттенков.

Книга «Темные аллеи» стала той неотъемлемой частью русской и мировой литературы, которая, пока живы люди на земле, не забудется и навсегда останется в их памяти.


 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить