Главная Сочинения И. А. Бунин Проблематика и художественные особенности рассказов И. А. Бунина

Авторизация



Яндекс.Метрика
Проблематика и художественные особенности рассказов И. А. Бунина
(23 голоса, среднее 4.52 из 5)

В своем творчестве И. А. Бунин, чей литературный дар сформировался на рубеже ХIХ и ХХ веков, воспринял многие особенности того времени, но все же творчество Бунина сильно выделяется на фоне других авторов той эпохи. Недаром Гумилев сказал: «Все искания новой поэзии прошли мимо Бунина. Бунин — эпигон натурализма». В чем же феномен одного из величайших писателей нашего века?

На мой взгляд, особенность творчества Бунина — умение в самых обыденных бытовых сценах Находить свою изюминку что-то такое, мимо чего мы проходили неоднократно. Автор самыми разнообразными приемами, путем мягких штрихов и деталей, но тем не менее четко и ярко, доводит до нас свои впечатления. «Продавленная недорогая кровать», «сырой, холодный чердак», «пыльный сундук» — этих характеристик вполне достаточно, чтобы перед нами возникли картины последних дней жизни капитана в рассказе «Сны Чанга»; особенно ярко эти черты проявились в пейзажах с разнообразными характеристиками цветов («...Красновато желтело вечернее солнце…» («Солнечный удар»), звуков и даже запахов («...Чувствую холод и свежий запах январской метели, сильный, как запах разрезанного арбуза...» («Сосны»). Но, тем не менее, каждая черточка, любая мельчайшая деталь находятся именно на своем месте. Таким образом, читая произведения, мы так бы чувствуем, ощущаем предметы, описанные автором. Лучше всего то выражено в рассказе «Антоновские яблоки», читая который, мы будто переносимся в атмосферу русской деревни. Дополняют же наши впечатления портретные характеристики (губернатор был похож на «длинного и чистого покойника в белых штанах с золотыми лампасами, в шитом золотом мундире и треуголке...» («Деревня»), разнообразно используемые автором в большинстве его произведений.

Не менее интересна и другая особенность Бунина: сюжетная линия. Очень часто мы становимся свидетелями развязки в самом начале его произведения («Легкое дыхание»). Нередко лишь несколько слов намекают читателю об этом, но этого уже достаточно. Мне кажется, что этот прием позволяет нам лучше разобраться в проблемах, поднятых в его произведениях. Недосказанность сюжета привлекает читателя возможностью довести -рассказ до логического конца самим.

Но все же авторские приемы — это лишь средства для настоящего глубокого анализа проблем, поднимаемых автором.

Бунин, как и другие писатели, не мог пройти мимо таких вечных проблем человеческого бытия, как проблема любви, проблема смысла жизни, «жизненной правды» («Сны Чанга»). Так же много внимания уделяется красоте русской природы, которая оказывает сильное воздействие на чувствительную натуру Бунина.

Проблема смысла жизни, цели жизни поднимается во многих произведениях. Большинству героев Бунина, даже несмотря на их кажущуюся легкость, благополучие, приходится задумываться о своем существовании. Но очень часто эта мысль ужасна, и не многие способны достойно принять ее. Остальные же, подобно капитану из рассказа «Сны Чанга», пытаются убить в себе жизнь, и жизнь убивает их. Во многих произведениях тема смысла жизни тесно переплетается с темой любви, особенно внимательно изучаемой автором. Быть может, любовь — это и есть цель всей жизни? Вспомним рассказ «В Париже» из цикла «Темные аллеи». Обыденная встреча в маленьком кафе перевернула жизнь двух людей, И вот они счастливы. Разве не это было целью их жизни? Но он умирает, и цели больше у нее нет. Но справедливо ли это? Автор не дает ответа на этот вопрос, позволял читателю его выбирать. Иная ситуация возникает в рассказе «Таня». Герои нашли друг друга, но он не способен изменить свою жизнь, и поэтому он не достоин Тани, простой прислуги в доме его родственницы. Она, как и Олеся у Куприна, понимает это, что и описано автором прекрасно и удивительно.

Среди других тем творчества хотелось бы выделить также социально- философскую тему. Например, в рассказе «Господин из Сан-Франциско» автор широко выступает против «механических», бездумных людей, всю свою жизнь отдавших погоне за золотым тельцом, за лжеценностями. Автор призывает людей вспомнить, что они — люди.

Мы рассмотрели лишь немногие черты творчества И.А.Бунина, немногие черты огромного творческого наследия, оставленного нам автором. Но познать все творчество такого автора — невозможно.


 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить