Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Сочинения И. А. Бунин Символика в рассказах И. А. Бунина

Символика в рассказах И. А. Бунина

(29 голоса, среднее 4.21 из 5)

«На фоне русского модернизма начала века творчество И. А. Бунина выделяется как хорошая, старая литература», — писал о Бунине современник писателя Ю. Айхенвальд. Его строки — испытанного старинного чекана, его почерк — самый четкий в современной литературе. Читая Бунина мы убеждаемся, как много поэзии в нашей прозе и как обыкновенное сродни великому.

Чтобы постичь секрет очарования прозы Бунина, нужно обратиться к художественному миру писателя, к тем приемами способам художественной выразительности, которые делают то или иное произведение неповторимым, уникальным.

Рассмотрим творчество И. А. Бунина в свете критерия художественных особенностей его рассказов. Заметим, что произведения Бунина очень богаты различными формами иносказательной выразительности. Среди них ярко выделяется использование писателем символики, причем символики на всех уровнях. Символика встречается у писателя практически везде: и в названиях рассказов, и в ею сюжете, и в композиции, и в образной системе.

Символика в бунинских рассказах является их неотъемлемой частью, становясь неким орудием в руках автора, помогает ему подчеркнуть свои мысли и вместе с тем создать свое особое, отличное от других писателей, настроение в рассказе. Я считаю, что такой прием помогает Бунину передать свою мысль неравнодушному читателю. Но ничто не может более доказать такое утверждение, как конкретный пример.

Рассказ «Антоновские яблоки» символичен уже своим названием. Антоновские яблоки воплощают собой благополучие, изобилие в дворянских усадьбах. Их запах присутствует на страницах рассказа постоянно. Но если в начале рассказа этот запах доминирует, наполняя собой окружающее пространство, то в конце повествования он практически исчезает, и на смену ему приходят другие запахи. Постепенное исчезновение запаха антоновских яблок символизирует у Бунина уход в прошлое дворянского благополучия, его затухание, его осень. Неслучайно здесь и композиционное разделение на четыре хронологически-последовательных части: конец августа, середина сентября, октябрь и, наконец, ноябрь. Ноябрь — это последнее время уже даже не аристократического дворянства, а мелкопоместного, обедневшего и пришедшего в упадок.

Особое мастерство автора заключается в его способности постепенно, не заостряя при этом внимания читателя, показать все эти переходы времен и запахов, сопутствующих им, в развитии. Светлое и восторженное чувство радости в начале рассказа переходят в ностальгию, в грусть по прошлому в его конце. Но эта грусть светла: для Бунина нет безысходности и покорности судьбе.

Другой рассказ, «Господни из Сан-Франциско», также символичен своим названием. Эта символичность воплощается в образе главного героя — человека без имени, называемого автором просто господином из Сан-Франциско. Отсутствие имени у героя — символ его внутренней бездуховности, опустошенности. Более того, автор наводит читателя на мысль о том, что герой его не живет в полном смысле этого слова. а лишь физиологически существует. Он неспособен воспринимать эстетические ценности, он видит лишь реалии материального миро. Особо подчеркивает эту мысль символичная композиция этого рассказа, его симметрия. Так, после внезапной смерти героя все продолжается, абсолютно не изменившись. Корабль «Атлантида» плывет в обратном направлении только уже с телом мертвого богача в ящике из-под содовой, потерявшего после смерти все былое величие . А на корабле все те же балы, все та же фальшивая, играющая в любовь пара. Сам корабль воплощает собой общество со своей иерархической структурой, богатая аристократия которого противопоставляется людям, управляющим движением корабля. работающим в поте лица у гигантской топки, которую автор называет девятым кругом ада. Символичен и даже вызывает удивление изображенный писателем-реалистом образ дьявола, огромного, как утес, наблюдающего за кораблем, который является как бы символом надвигающейся катастрофы, своеобразным предупреждением человечеству

Следующий рассказ, помогающий нам глубже раскрыть тему, — «Легкое дыхание». Легкое дыхание, по мысля Бунина, - это главное из качеств, которыми должна обладать женщина, часть ее красоты, Нечто прекрасное, неуловимое, эстетическое  И этим качеством в полной мере обладает Оля Мещерская. Ее легкое дыхание — в способности жить естественно, жить, не претворяясь, не жеманничая не делая ничего специально Оля Мещерская — воплощение «живой жизни», в отличие от противопоставленной ей, символизирующей неспособность жить, классной дамы, которая живет воображением создавая для себя некий идеал, некий искусственный смысл жизни: сначала своего брата, затем —Оли Мещерской. Но осудить классную даму не за что, потому что она по сути не живет. Здесь также символична композиция. Этот рассказ начинается и заканчивается описанием кладбища. Получается циклическая, замкнутая композиция.

Легкое дыхание, вобранное в себя Олей Мещерской, после смерти ее снова рассеивается в мире, а ясные и живые даже после смерти глаза героини сияют с фарфорового медальона на ее могиле.

И. А. Бунина, часто использующего символы в своем творчестве, тем не менее ни в коем случае нельзя считать писателем-символистом — он писатель реалистического направления, а символы для него — лишь одно из средств художественной выразительности, расширяющие содержание и придающие его произведениям особую окраску. Придавал всему изображаемому, символическое начало, Бунин лишь углубляет свою мысль.


 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика

Пример HTML-страницы