Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Сочинения Рецензии Путь к себе (рецензия на рассказ В. Тендрякова «Люди или нелюди»)

Путь к себе (рецензия на рассказ В. Тендрякова «Люди или нелюди»)

И неожиданно я увидел,

что окружавшие меня люди

поразительно красивы.

В. Тендряков

 

«Познай себя — познаешь весь мир», — сказал Платон. Да, да, загляни в потаенные уголки души, пролезь в подворотни сознания, проследи за электрическими вспышками мысли, и тогда тебе откроются все секреты мироздания, станут понятными законы Вселенной. Заманчиво, не правда ли? И вот поэтому иногда, оставаясь наедине с собой, некоторые люди начинают задумываться: «Да кто я? Какой я?»

«Личность — тема, не одного меня пугающая своей непосильной сложностью», — писал Владимир Тендряков в рассказе «Люди или нелюди», вышедшем в 1989 году в журнале «Дружба народов». В этом произведении автор продолжает традиции русской литературы и пытается еще глубже проникнуть в тайны человеческой души. Для меня этот писатель интересен тем, что он, как Достоевский, тщательно анализирует действия своих героев, по-толстовски следит за развитием их чувств и эволюцией духовного состояния и, подобно Чехову, верит в «человеческую культуру, облагораживающую мир».

Массаж на тимирязевской в студии красоты «Шарм» выполняется специалистами с достаточным опытом, которые прошли соответствующее обучение. При этом сотрудники не останавливаются на достигнутом, продолжая повышать свою квалификацию. Специалисты готовы проконсультировать Вас по массажным процедурам, подробно проинформировать о показаниях и противопоказаниях к массажу.

Удачное название рассказа показывает, что в центре внимания автора будет личность, «формирование личности, ее восприимчивость, зависимость, эмоциональные и рациональные особенности». Анализируя эпизоды собственной трудной и неспокойной жизни, Тендряков пытается добраться до «заповедных ответов», до решения звучащего в названии вопроса, который, подобно раю и аду, плюсу и минусу, определяет два полюса притяжения всех героев произведения. А главный персонаж в рассказе — это сам автор, поэтому в первую очередь он пытается ответить на этот вопрос для себя: так люди мы или нелюди?

Итак, тема рассказа — взаимоотношения человека и общества, так как чаще всего среди людей открываются уникальные особенности каждого человека, в словах и поступках каждый проявляет свое «я».

На протяжении всего повествования автор наблюдает за поведением людей, размышляет над их поступками, анализируя изменения духовного состояния персонажей. Что или кто заставляет человека быть злым или противостоять злу? Почему «человек с ласковым взором несчастен», а «доброго везде презирают»? Неужели «земля — это приют злодеев»? Подобные вопросы, поставленные автором, определяют жанр произведения. «Люди или нелюди» — «невыдуманный рассказ о прошлом», документальная память писателя, тяжелая реальность, заставляющая читателя чувствовать себя сопричастным происходящему.

Воспоминания автора — основа произведения. В экспозиции рассказа Тендряков описывает два поразительных случая, которые вызывают у читателя восторг перед величием человеческой души. Во время Великой

Отечественной войны он встретил солдата Якушина, опекавшего молоденького пленного немца Вилли. Тот случайно заехал со своей походной кухней в расположение наших войск. «Длинные, белесые ресницы», «детское простодушие», «щекастое лицо»! Таким автор рисует Вили. А у Якушина сердце, «чугунное от стужи и усталости», но «наполнено добротой». Писатель словно хочет сказать читателю, что зло окружающего мира не способно проникнуть в души людей. Оно исчезнет, как только пропадут вызывающие его причины.

Второй случай произошел с писателем в Пекине, когда он ездил на встречу с китайской молодежью. И опять читатель видит глаза, «одухотворенные добротой», источающие «любовное людское внимание». Воспоминания его наполнены сознанием торжественности и величия происходящего.

Эти два случая заставляют Тендрякова поверить в силу добра в людях и не отчаиваться, видя зло, существующее в мире. Однако последующие главы не оставляют места иллюзиям.

Что же стало с Вилли? Чем закончилась удивительная дружба врагов? Автор пишет, что, продвигаясь к Сталинграду, русская армия вошла в хутор «где-то на подступах к Воропонову». Здесь солдаты нашли два «ледяных колокола» — замороженных русских пленных. И насилие породило ответную жестокость в людях. Первый разъяренный выкрик из толпы овладел чувствами каждого, явился приговором Вилли и заставил людей совершить то, на что никто бы не отважился поодиночке: стать убийцами.

Девять лет спустя почти то же самое произошло в Китае. Автор описывает, как одухотворенная добротой. молодежь в исступлении требовала смерти «черных бандитов и предателей», более повинуясь общему порыву, чем собственному мнению.

Что же заставляет людей, предавая свое «я», идти против личных принципов,  «сливаться» с толпой, теряя свободу мышления?

Решение этого вопроса у Тендрякова необычно и пофилософски глубоко. Автор пишет: «Все-таки без сложившейся системы дядя Паша бы до палача не дорос». По мнению писателя, система — это определенным образом построенное человеческое окружение, которое порождает нравственно-психологическую атмосферу, определяющую поведение людей, их взгляды.

Оно способно положительно воздействовать на человека. Примером может служить описанный автором случай аварии на дороге, когда первичное озлобление толпы сменяется благожелательной поддержкой благодаря двум молодым парням, которые становятся лидерами в сложившейся обстановке и олицетворяют добро, заставляющее измениться всех вокруг. Или случай на вокзале, когда меняющаяся атмосфера воздействует на людей, которые минуту назад унижали освобожденную из лагеря женщину, а теперь готовы поделиться с ней последними деньгами.

Однако окружение способно превратить добрую улыбку дяди Паши в «оскал с желтыми прокуренными зубами». Кто же может и должен так организовать систему, чтобы происходящее меняло человека в лучшую сторону? Пытаясь ответить на этот вопрос, Тендряков рассказывает о времени правления Хрущева. Автор сделал его героем произведения, чтобы показать те качества, которые необходимы лидеру, стоящему во главе системы. В диалоге с самим собой Тендряков рассуждает об отсутствии достаточной образованности и высокого уровня духовности у «вождя», а именно они необходимы ему. Ведь только гармонично развитая личность может стоять во главе государства, способствуя формированию «положительных систем» в обществе.

Финал рассказа все же остается открытым. Тендряков не дает однозначных ответов на поставленные проблемы. Риторические вопросы, усиливающие эмоциональность высказываний писателя, передают его сомнения, колебания.

А читателю предоставляется право выбора: соглашаться, что «ни вывихи истории, ни ожесточенные идеи сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия — ничто не вытравит в людях человеческое», или вспомнить строчки стихотворения «Свободы сеятель пустынный», которые включены в ткань произведения:

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич...


 
Яндекс.Метрика