Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Сочинения Рецензии «Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу...» (рецензия на рассказ В. Ф. Тендрякова «Пара гнедых»)

«Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу...» (рецензия на рассказ В. Ф. Тендрякова «Пара гнедых»)

Не может. дерево доброе

приносить плоды худые,

ни дерево худое приносить

плоды добрые...

Новый Завет от Матфея

 

Лев Ошанин, современный поэт, оценивая роль литературы, писал:

Литература — это исповедь.

Когда о вечном пишешь — заповедь.

Под видом заповеди — проповедь.

Всему, что ненавидишь, — отповедь.

Современные журналы знакомят читателя с произведениями, помогающими ему думать о прошлом своей страны, делать выводы о судьбе своего поколения.

Листая подшивки «Нового мира» и «Дружбы народов» за 1987—1989 годы, я нахожу ответы на многие вопросы, волнующие меня, человека конца двадцатого века.

Особенно интересно и близко мне творчество Владимира Федоровича Тендрякова, чьи рассказы и повести необычайно созвучны тем трудным процессам осмысления действительности, которыми сегодня живет наше общество.

Я познакомилась с творчеством этого писателя прошлым летом. Моим любимым произведением стал рассказ «Пара гнедых», впервые опубликованный в журнале «Новый мир», № 9 за 1989 год.

Рассказ начинается фразой: «Лето 1929-года...» Старшее поколение помнит этот «год великого перелома», год сталинской коллективизации, когда государственная машина, казалось, делала все для уничтожения работящего русского мужика, умного и заботливого хозяина. Совершилось не что иное, как преступление против народа, против России  Об этом и повествуется в рассказе «Пара гнедых».

В произведений автор показывает жестокость непродуманность политики, проводившейся в стране. Большевики, совершившие революцию, говорившие о всеобщем равенстве и справедливости, сами захватили власть и стали беспощадными тиранами.

Решение проблемы «справедливого равенства» автор видит в том, чтобы направить коллективизацию по другому пути, дать простому мужику возможность самому «накормить всю страну».

Раскрыть эту мысль автору помогает система образов, два главных героя произведения — антиподы.

Один из них, Федор Васильевич Тенков, олицетворяет Советскую власть, новую, железную Россию. О таких людях Маяковский писал:

 

Трясина старья для нас не годна.

Ее машиной выжжем до дна.

 

В начале рассказа Тенков описан как человек нового времени, наделенный властью и правом решать, что справедливо, а что нет.

Символичен портрет героя. Тендряков подчеркивает его по-борцовски опущенные плечи, шрам, полученный в борьбе за Советскую власть, «каменные губы и скулы», глухой голос. Федор Васильевич держится с достоинством, соответствующим его положению в деревне: «Мой отец, как всегда, обернулся не сразу. Сначала взвесил — хорош или плох вопрос. А обернувшись, сощурился с невнятной ухмылочкой».

Но с развитием событий уверенность, этого героя в своей абсолютной правоте тает. Причиной тому служат путаница и хаос в деревне после переселения.

И вот в конце произведения мы видим совершенно другого человека. Тенков то и дело повторяет: «Что-то тут не продумано. Что-то тут не совсем...» Он теперь сутулится и часто смотрит в землю, как будто стыдясь чего-то. Вышло, что он боролся, страдал, проливал кровь для того, чтобы «гегемон» Акуля ходил по крашеным полам, пропивал все, что можно продать, и чувствовал себя «выдвинутым».

Федор Васильевич начинает смутно осознавать, что, возможно, совсем не против кулака нужно было бороться, а против акуль, которые «порождают» глупое племя, смеющееся над своим отцом. Кулак же Антон Коробов не уничтожен. Он приспособился и сможет «плясать по-новому».

Посмотрите, насколько различны Антон Коробов и Федор Тенков. Тонька, как называют Коробова односельчане, — представитель зажиточного крестьянства. В нем воплотились все лучшие черты этого класса. Все в хозяйстве Антона идеально: и дом, крытый добротным железом, и инвентарь, и кони — главная гордость героя: «Таких коней не было ни в нашем селе,

ни в соседних селах, да были ли лучше на всем свете? Лучших и представить нельзя». По моему мнению, даже фамилия героя подчеркивает его хозяйственность.

В портрете Коробова автор выделяет светлые глаза, которые излучают доброту. Его душевное тепло чувствуют дети и животные, преданно любящие героя.

Нужно заметить, что художественная деталь в рассказе приобретает огромный психологический смысл. Тендряков часто обращает внимание читателя на глаза героев. Например у Мирона Богаткина глаза бутылочно-зеленого цвета, беспокойные и бегающие. Блеск недоверия появляется в них, когда Коробов обещает отдать Богаткину коней. Глаза Мирона, владельца пары гнедых, «травянисто цветут довольством».

Нё вернемся к образу Коробова. Если бы не коллективизация, он ни за что не отказался бы от хозяйства, от выстроенного собственными руками по бревнышку дома, от выращенных, вынянченных коней. Но, как умный и проницательный человек, Антон Ильич понял, что на конфискации дома и коней новая власть не остановится. Ей нужно старое «выжечь до дна». Именно поэтому герой «готов хоть сейчас пролетарием стать». «Музыка нынче новая, по-новому и танцуй>, — говорит Коробов. Однако нельзя думать, что переход к новой жизни легок. Музыка революции для Антона Ильича — это железный марш, сметающий все на своем пути.

Противопоставляя двух главных героев, автор еще раз обращает наше внимание на жестокость коллективизации, непродуманность действий партии.

Подчеркивает авторскую мысль и композиция рассказа. Произведение построено таким образом, чтобы читатель ни на минуту не мог забыть о времени, описанном в рассказе. «Пара гнедых» начинается с указания даты и заканчивается исторической справкой, сообщающей о последствиях коллективизации, которая превратила справедливость в жестокость, равенство — во власть сильных, красоту — в уродство.

Рассказ «Пара гнедых» — это единое композиционное целое. Его невозможно разделить на главы или части: тогда потерялась бы напряженность авторской интонации, ослаб драматический накал происходящего, И все же мне хотелось бы отметить интересный композиционный прием: повествование ведется как бы в двух плоскостях. Ностальгические авторские ремарки не разрушают, а усугубляют пафос повествования: «Я любил его и тогда, когда перед закатом, сквозь золотую пыль лучей низкого солнца он проезжал по селу на своей паре... он, повелитель, он, бог! Бога нельзя не любить!»

Художественные средства также помогают автору раскрыть основную идею рассказа. Все: каждое слово, звук, цвет, даже запятая — вносит свой вклад в изобразительность повествования,

Особенно интересным мне показался синтаксис произведения. Обратимся к началу рассказа: «Лето 1929 года...» Многоточие здесь не случайно, оно позволяет читателю стать участником происходящих событий, помогает сразу понять время, эпоху.

Многоточием также всегда выделяются цитаты из Библии, произносимые одним из мужиков, которого зовут Санко Овин. Именно библейскими словами подтверждаются авторские рассуждения о том, что коллективизация 1929 года принесла лишь вред: «И вышла из дыма саранча на землю, и дадена была ей власть, кою имеют скорпивоны...» Как символично обращение к вечной книге! Апокалиптическое пророчество усугубляет трагичность повествования.

Обращает на себя внимание и деревенский пейзаж: «В воздухе висит нагретая пыль, скрип несмазанных колес... По единственной улице села тащатся груженые возы — навстречу друг другу». Описание села в рассказе помогает ярче представить сложность происходящего. Ситуация в деревне напряженная, противоборствующие силы вот-вот столкнутся, даже воздух раскален. Но простому крестьянину мало интересна эта жестокая борьба. Посмотрите, как медленно двигаются груженые возы, послушайте, как тоскливо скрипят телеги.

Лирическая проза — так, пожалуй, можно определить жанр рассказа Тендрякова. Иногда кажется, что в особо значимых эпизодах проза ритмически организована. Так, например, поэтически рефреном звучит повторяемая несколько раз авторская фраза: «Я подымаю его (лето) со дна моей памяти».

Сочетание прозы и поэзии — отличительная черта произведения. Нельзя не любоваться поэтическим описанием коней: «Я тайно и безумно любил этих коней — каждую их лощеную шерсинку, каждое их богоподобное движение, позвякивание их струн, призрачный стук их невесомых копыт на рыси». Да и само название рассказа напоминает старинный русский романс «Пара гнеды, запряженных зарею...».

Автор подчеркивает, что все, описанное в рассказе, — часть его жизни, которую невозможно отделить от судьбы страны, потому и пишет он свой рассказ. Помните толстовское «Не могу молчать!»? Эту фразу вполне можно поставить эпиграфом к рассказу «Пара гнедых».

Знать историю своей страны необходимо. Ведь история — это не только то, что было когда-то, что можно отбросить без колебаний. Это и сегодняшний день. В конце двадцатого века такие произведения, как рассказы Тендрякова, выполняют, как мне кажется, очень важную миссию, «вписывая» в летопись страны страницы, которые многие хотели бы «вырвать». Литература рассказывает нам правду, помогает задуматься о проблемах сегодняшнего дня, пришедших из дня вчерашнего. Спасибо тем бесстрашным писателям, которые в нелегких условиях страха и идеологического прессинга смогли сохранить эту правду для нас.

Гостиница Внуково - отличный вариант размещения деловых людей и туристов, которые ценят не только оптимальное расположение относительно аэропорта и близости к столице, но и качественный сервис - круглосуточное питание, бесплатный трансфер в/из аэропорта, скоростной интернет Wi-Fi, залы для переговоров, сауна, спортивный комплекс, бильярд, и многое другое.


 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика

Пример HTML-страницы