Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Лирика Пушкина

(0 голоса, среднее 0 из 5)

Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво...
А. С. Пушкин

О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно — потому что это разносторонний поэт. Легко — потому что это необычайно талантливый мастер. Вспомним, как он определил сущность поэзии:

Свободен, вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум.

Очевидно, что непременным условием творчества поэт считает свободу. Пушкин уже к семнадцати годам был вполне сложившимся поэтом, способным соперничать с такими маститыми авторами, как Державин, Капнист. Поэтические строки Пушкина в отличие от громоздких строф Державина обрели ясность, изящество и красоту. Обновление русского языка, методично начатое Ломоно­совым и умело продолженное Карамзиным, завершил Пуш­кин. Его новаторство нам потому и кажется незаметным, что мы сами говорим на этом языке. Бывают поэты «от ума*. Их творчество холодно и тенденциозно. Другие слишком много внимания уделяют форме. А вот лирике Пушкина присуща гармоничность. Там все в норме: ритм, форма, содержание.

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ли в многолюдный храм,
Сижу ль средь юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.

Так начинается одно из самых блистательных стихо­творений Пушкина. Музыкальное повторение «у» или «ли» не кажется нарочитым, но создает особую мелодию стиха, всецело подчиненную общей идее произведения.

Поэта мучает мысль о скоротечности жизни, о том, что на смену ему придут новые поколения и он, возмож­но, будет забыт. Эта печальная мысль развивается на протяжении нескольких строф, но затем, по мере того как она уступает место философскому примирению с дей­ствительностью, меняется и звуковой настрой стихотво­рения. Элегическая протяженность исчезает, последние строки звучат торжественно и спокойно:

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

Художественное чутье Пушкина безошибочно руково­дило им в выборе ритма, размера. Удивительно точно воспроизводится тряска дорожного экипажа:

Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?

Когда читаешь стихотворение «Обвал», невольно при­ходит на память гулкое горное эхо, возникают в вообра­жении угрюмые очертания скал и обрывов:

... И ропщет бор,
И блещут средь волнистой мглы
Вершины гор.

Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармо­нии мира, природы, человеческих отношений. Тема друж­бы — одна из ведущих в лирике поэта. Через всю свою жизнь он пронес дружбу с Дельвигом, Пущиным, Кюхель­бекером, зародившуюся еще в Лицее. Многие вольнолюби­вые стихи Пушкина адресованы друзьям, единомышлен­никам. Таким является стихотворение «К Чаадаеву». В строках, лишенных всякой иносказательности, поэт при­зывает друга отдать свои силы освобождению народа:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Столь же недвусмысленный призыв к борьбе за свобо­ду содержится и в знаменитой оде Пушкина «Вольность». Главная мысль оды в том, что «вольность» возможна и в монархическом государстве, если монарх и народ строго следуют законам, в том числе моральным.

Пушкин призывает к этому, но вместе с тем грозно звучит предупреждение тиранам:

Тираны мира! трепещите!

Поэтические проклятия в их адрес занимают целую строфу:

Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы.
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты богу на земле.

Царь рассвирепел, прочитав эти строки. «Пушкина надо сослать в Сибирь, - заявил он. - Он бунтовщик хуже Пугачева».

На зловещем контрасте безмятежной природы и ужа­сов крепостничества строится «Деревня». Стихотворение условно можно разделить на две части. Первая часть — это «приют спокойствия», где все полно «счастья и заб­венья». Казалось бы, по тону первой части ничто не пред­вещало взрыва негодования. Даже подбор оттенков гово­рит нам о радужных картинах сельской природы: «ду­шистые скирды», «светлыелучи», «лазурныеравнины». Иначе говоря, «везде следы довольства и труда». Но вторая часть стихотворения содержит антикрепостническую направленность. Именно здесь, в деревне, Пушкин видит зловещую причину всех бедствий: крепостное право, «раб­ство тощее», «барство дикое». Заканчивается стихотво­рение риторическим вопросом:

Увижу ль, о друзья!
народ не угнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Но царь не внял призывам поэта. Пушкина ожидала ссылка. Правда, благодаря Жуковскому северную ссыл­ку заменили южной. Во время восстания декабристов Пушкин жил в Михайловском. Здесь его застала весть о жестокой расправе над ними. Он пишет замечательное стихотворение «В Сибирь», которое передает декабрис­там через Екатерину Трубецкую. Он посылает друзьям слова утешения:

Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Пушкин был не только единомышленником декабрис­тов — его стихи воодушевляли их. Каждое новое произве­дение было событием, переписывалось, передавалось из рук в руки. Об этом говорится в стихотворении «Арион»:

...А я - беспечной веры полк, -
Пловцам я пел...

Певец оказывается единственным, кто уцелел после «грозы». Но он остается верен своим убеждениям: «Я гимны прежние пою».

Быть с друзьями в беде - священный долг каждого человека. Высокие чувства любви и дружбы неизменно сопутствуют Пушкину, не дают ему впасть в отчаянье. Любовь для Пушкина - высочайшее напряжение всех душевных сил. Как бы ни был человек подавлен и разочарован, ка­кой бы мрачной ни казалась ему действительность, при­ходит любовь — и мир озаряется новым светом.

Самым изумительным стихотворением о любви, на мой взгляд, является «Я помню чудное мгновенье». Пушкин умеет найти удивительные слова, чтобы описать волшеб­ное воздействие любви на человека:

Душе настало пробужденье,
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Женский образ дан лишь в самых общих чертах: «го­лос нежный », «милые черты ». Но даже эти общие конту­ры «мимолетного видения» создают впечатление возвы­шенного, необычайно прекрасного.

В стихотворении «Я вас любил» показано, что насто­ящая любовь не эгоистична. Это светлое, бескорыстное чувство, это желание счастья любимой. Пушкин находит удивительные строки, хотя слова совершенно простые, повседневные. Наверное, именно в этой простоте и по­вседневности проявляется красота чувств и нравствен­ная чистота:

Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Особое внимание следует обратить на стихотворение «Мадонна».

Это стихотворение Пушкин посвятил своей жене. Ра­дость и счастье от долгожданного брака (он трижды де­лал предложение Н. Н. Гончаровой) выразились в стро­ках:

Исполнились мои желания.
Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Поэзия Пушкина обладает удивительным даром. Она как живительный бальзам воздействует на человека. Сти­хотворения Пушкина мы знаем с юных лет, но только через какое-то время, иногда много лет спустя, мы от­крываем для себя заново сказочный мир его поэзии и не устаем поражаться ее кристальной чистоте, ясности, оду­хотворенности. Поэзия Пушкина вечна, потому что она обращена ко всему прекрасному в человеке.


 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика

Пример HTML-страницы