Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Сочинения А. С. Пушкин Глубина и искренность чувств в поэзии А. С. Пушкина

Глубина и искренность чувств в поэзии А. С. Пушкина

(2 голоса, среднее 5.00 из 5)

Я все люблю язык страстей,
Его пленительные звуки
Приятны мне, как глас друзей
Во дни печальные разлуки.
А. С. Пушкин

Лирический герой, сама по себе лирика — это осмыс­ленный в слове духовный мир поэта. Лирический герой выражает мысли, чувства, стремления, свойственные не только автору, но и всему человечеству. Автор лиричес­ких стихов в образной системе как бы воспитывает в читателе присущее ему самому новое мировоззрение.

Когда поэт говорит о себе, это самая точная характе­ристика. «...Юноша — мудрец, питомец нег и Аполло­на» — разве это не точный портрет юного Пушкина?!

Лирический герой поэта несет в себе великое сострада­ние, гуманность. Необычайно сильно проявилось оно в стихотворении «Безверие». Безверие не порок, а горе, и Пушкин раскрывает трагедию человека, который «безумно погасил отрадный сердцу свет», чей «ум ищет божества, а сердце не находит». Вера — основа счастья, источник надежды, утешения, потому что она извечна, тогда как радости этого мира, даже «природы красоты» имеют «обманчивую цену», и могильный покой для лишенного веры — единственная ценность. Поэт рассуждает о слож­ности веры и неминуемости кары безверия: и хотел бы несчастный «с единой верою повергнуться перед богом», но не может.

Жизнь в лирике Пушкина видится «сквозь магичес­кий кристалл» прекрасного и человечного. Это не зна­чит, что автор всегда писал только о хороших ее сторо­нах или стремился искусственно украсить ее. Мера пре­красного заключена для поэта в самой жизни как ее обыч­ное и необходимое свойство. Он уверен, что в основу бы­тия заложен разумно организованный и идеальный в сво­ей живой мощи космос, определяющий жизни и судьбы, страдания, радости, наслаждения и даже великое счастье — любовь:

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненъя:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть - на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Содержание и слово пушкинской лирики заключают в себе «чувства добрые», терпение, кроткую и ясную улыбку, милосердие, разумное и гармоническое сочетание обществен­ных и частных устремлений. В лирике 1830-х годов, когда творческие силы поэта достигли высшего расцвета, крут переживаний Пушкина особенно разнообразен: сердечная тоска и светлое прозрение, боль одиночества и мысли о поэтическом призвании, наслаждение природой и нравствен­но-философские искания. Но в те же годы гениального ху­дожника и мыслителя опутывали сетью мелких интриг, мешавших свободно думать и творить. Во многих стихотво­рениях Пушкина слышатся неутихающие скорбь и боль:

Снова тучи надо мною
Собралися в тишине.
Рок завистливый бедою
Угрожает снова мне.

Собственная участь рисуется поэту в широкой пано­раме несправедливых общественных отношений, тяжких судеб народа и любого человека вообще. Печаль прони­зывает лирику Пушкина последних лет:

Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня...

Перед поэтом, уже стоявшим на вершине человечес­кой и творческой зрелости, открылись возможности ши­оких и глубоких обобщений. В его лирике последних лет заметно преобладали философские размышления, все чаще звучали библейские, евангельские мотивы. Отличи­тельной чертой пушкинского слова стала «нагая просто­та» лирического высказывания. Это изысканно-благород­ная простота, освобожденная от всего лишнего.

Вся короткая, но бурная жизнь Пушкина насыщена двумя чувствами, которые он ставил выше всего. На воп­рос Николая I, где бы он был, если бы оказался в Петер­бурге 14 декабря 1825 года, поэт ответил, что был бы на Сенатской площади вместе с друзьями. Пушкин не разде­лял их методов борьбы, но политические заговорщики, декабристы, были для него прежде всего друзьями: «Бог помочь вам, друзья мои, в заботах жизни, царской служ­бы... и в мрачных пропастях земли».

Где бы они ни были, в немилости у царя или, наобо­рот, на государственной службе, — они прежде всего его друзья и он обязан поддерживать их как друг: «...лю­бовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы, как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас».

Любовь и дружба - священные чувства для Пушки­на, состояние души поэта, из этих чувств он черпает вдохновение, из них рождается творчество. Об этом Пуш­кин говорит в стихотворении «Я помню чудное мгнове­нье...», посвященное А. П. Керн. Явление возлюбленной — это момент, когда «и сердце бьется в упоенье, и для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь».

Даже в неподдельной грусти неразделенной любви Пуш­кин видит счастье жизни:

Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То ревностью, то робостью томим.
Я Вас любил так искренне, так нежно,
Как дай Вам Бог любимой быть другим.

В любви Пушкин видит идеальное творческое, гармо­ническое состояние души. Дружба и любовь облагоражи­вают душу, вдохновляют поэта, освобождают его от низ­менных проявлений жизни, ведут его к высокой цели: «Давно, усталый раб, замыслил я побег в обитель даль­нюю трудов и чистых нег». В этом стихотворении «неги» — это дружба и любовь, «труды» — это творчество, в дру­гих сферах жизни человек не может считать себя свобод­ным, он «усталый раб». Вообще у Пушкина мотивы сво­боды пронизывают все творчество, а любовь и дружба — это чувства, которые позволяют думам «излиться нако­нец свободным проявлением». В одном из посланий Пуш­кин так говорит о значении темы любви и свободы в своем творчестве:

Любовь и тайная свобода
Внушали сердцу гимн простой,
И неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.

А. С. Пушкин развил и принципиально обогатил жи­вым содержанием тему интимных чувств. Особенно доро­ги нам в его творчестве культ дружбы, рыцарское пони­мание любви, духовная гармония.

Одна из величайших заслуг Пушкина в том, что он утвердил ремесло поэта не только как непостыдное, но и как почетное. До него поэзия была развлечением, дво­рянской забавой. Не существовало профессиональных поэтов — стихотворцы имели должности и чины, а писа­ли «на досуге*. Не случайно Николай I дал Пушкину чин камер-юнкера, напомнив ему: поэзия поэзией, но дво­рянин обязан служить.

Пушкин бросил вызов обществу уже тем, что захотел жить на доходы от своих произведений. В тот момент в России это было почти невозможно: понятие авторских прав было весьма расплывчатым, а гонорары — чисто символическими. Большую роль играла и романтическая традиция: поэт — существо не от мира сего, не ему за­ботиться о материальных благах.

Поэтому столь актуальным оказалось стихотворение Пушкина «Разговор книгопродавца с поэтом», написан­ное в 1824 году. Книгопродавец говорит:

Вам ваше дорого творенье,
Пока на пламени труда Кипит,
бурлит воображенье;
Оно застынет, и тогда
Постыло вам и сочиненье.
Позвольте просто вам сказать:
Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать.

Последние две строки, ставшие крылатыми, четко выражают если не личную позицию Пушкина, то, во вся­ком случае, ту, которую он вынужден был занять.

Размышляя о судьбе поэта, Пушкин говорил не толь­ко о высшем его назначении. Его волновал и вопрос так называемой «пользы». В юности он под влиянием буду­щих декабристов считал поэзию средством достижения политических целей. В 1817 году в оде «Вольность» по­зиция автора была сформулирована очень ясно:

Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру...
Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.

Впоследствии Пушкин изменил свое мнение: он не со­гласился с Рылеевым, стремившимся подчинить искус­ство конкретным практическим задачам. Показательно стихотворение 1828 года «Поэт и толпа». Чернь обраща­ется к поэту со словами:

Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.
Но поэт с гневом отвечает:

Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

Итак, цель поэзии не «польза», не влияние на народ, не воспитание. Каждая душа развивается сама, ни один пророк не сделает это за нее. Поэтому поэт и не берется исполнять требование толпы.

С самых первых своих строк Пушкин определил веду­щие темы поэзии и всю жизнь раскрывал их, порою при­меняя неожиданные и для себя, и для читателей поворо­ты. Однако финал остался открытым — многие его пос­ледние стихотворения кончаются вопросом: «Куда ж нам плыть?..».

Пушкинская лирика удивительно цельна и гармонич­на. В ней всегда торжествуют жизнь и счастье искренних чувств, побеждающие все страдания. Мы слышим голос поэта сквозь время и пространство:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал...


 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика

Пример HTML-страницы