Б.Л.Пастернак в своем творчестве отразил многие события XX века. Судьба его , так же как и судьба многих поэтов этого поколения, складывалась очень тяжело. Ему пришлось пережить взлеты и падения, победы и поражения. Поэтому, может быть, для Пастернака творчество стало спасением и выходом, может быть, даже бегством от окружавшей его советской действительности.
Он подчеркивает необходимость непрерывной напряженной работы сердца и ума для каждого художника:
Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда,
Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда.
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты - времени заложник
У вечности в плену.
В 1913 году в созданном несколькими молодыми людьми издательстве "Лирика" на началах складчины вышел альманах, в котором напечатаны пять его стихотворений. Первым из них Пастернак неизменно потом открывал свои сборники:
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
За это лето он написал стихотворения первой своей книги, и к новому, 1914 году, она вышла в том же издании под названием "Близнец в тучах".
К концу 1916 года вышла в свет вторая книга стихотворений Пастернака "Поверх барьеров".
Узнав о февральской революции, Пастернак вернулся в Москву. Написанная революционным летом 1917 года книга лирики "Сестра моя - жизнь", поставила Пастернака в ряд первых литературных имен своего времени.
Творческий подъем 1917-1918 годов дал возможность как бы по инерции написать следующую книгу стихов - "Темы и вариации", но эта книга, упрочив его имя, однако, внутренне означала для автора душевный спад, стала для него объектом недовольства собой.
Постепенно Пастернак свыкается с мыслью, что в такие времена лирическая поэзия становится безнравственной и поэт может существовать, лишь сознавая свой долг, жертвуя своей прижизненной судьбой, временем ради вечного:
Мы были людьми. Мы эпохи.
Нас сбило, и мчит в караване,
Как тундру под тендера вздохи
И поршней и шпал порванные.
Пастернак обращается к историческим сюжетам революции 1905 года, к легендарной фигуре лейтенанта Шмидта. Появляется поэма "Лейтенант Шмидт ".
Стихи, посвященные людям, чьи судьбы тогда касались и трогали поэта (Брюсову, Ахматовой, Цветаевой, Мейерхольду), вместе с некоторыми другими, написанными в это десятилетие, Пастернак объединил с ранними сборниками и составил сборник "Поверх барьеров". Итоговыми работами этого времени стали поэмы "Спекторский" и "Охранная грамота", в которых Пастернак изложил свои взгляды на внутреннюю суть искусства и его значение в истории человеческого общества.
С начала 30-х годов Пастернак принимал активное участие в Союзе писателей и выступил с речью на первом его съезде. В это время о нем много писали, он надеялся быть общественно полезным. С осени 1936 года тон печати по отношению к Пастернаку резко переменился
Поезд ушел. Насыпь черна.
Где я дорогу впотьмах раздобуду?
Радость победы в войне возрождала надежды на долгожданное обновление общества. Радостные предвестия свободы оказались ложными. Но и в их свете Пастернак начал писать роман "Доктор Живаго", работа над которым заняла целое десятилетие. Но К.Симонов, редактор "Нового мира", отказался печатать роман и его издание на родине было запрещено более 30 лет.
Прошло 30 лет двусмысленного замалчивания романа "Доктор Живаго". Он, наконец, издан; печатаются массовыми тиражами, о которых автор не мог и мечтать, его стихи и проза. Его читают, о нем много говорят и пишут.
И все-таки, на мой взгляд, лучшим в творчестве Б. Пастернака являются стихи и переводы.
< Предыдущая | Следующая > |
---|