Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Сочинения А. А. Блок Образы и символика в поэзия А. Блока

Образы и символика в поэзия А. Блока

(23 голоса, среднее 4.39 из 5)

А. А. Блок рассматривал все свои произведения как целостный роман в стихах. Он разделял свою поэзию на три тома и назвал «трилогией вочеловечения». Но главный цикл, и это несомненно, о Прекрасной Даме. До конца жизни это была любимая книга А. Блока, которая объединила лучшие стихи, посвященные Л. Д. Менделеевой. Это был своеобразный «роман в стихах», наполненный мистическим предчувствием приближения «Вечной женственности», которая озарит и преобразует мир. Огромное влияние на Блока оказало учение Платона о «Душе мира».

Известно, что Блок принадлежит к такому направлению в русской поэзии как символизм, а точнее к младосимволистам. В его стихах много различных образов и символов, истинный смысл которых раскрывается далеко не сразу. Поэзия Блока несколько раз претерпевала изменения.

Рассмотрим символику и образы блоковской поэзии. Поскольку Блок был символистом, то и чувство Блок изображает с помощью символов. Можно сказать, что ранняя поэзия Блока даже эротична Чувство любви к Прекрасной Даме (первому главному образу стихов А. Блока) поэт выражает как манящие руки, спадающая вуаль, «горячих поцелуев брёд». Любовь к Прекрасной Даме наполняет стихи Блока этого периода. Для Блока его Божество это — «Она», «Прекрасная дама», «Дева, Заря, Купина». Поэт исходит из платоновского противопоставления истинного мира идей и мнимого мира реальности. Лирический герой жаждет служить «царице звездных ратей» и воссоединиться с ней.

В стихах последнего цикла первой книги («Распутья») с наибольшей силой звучит тема катастроф. Лирический герой чувствует себя на распутье. Он по-прежнему рыцарь, верный служитель Прекрасной дамы, но возникают новые связи с реальным миром. В стихах меньше мистических упований на «Деву», меньше восторгов, все больше ощущается горечь узнавания жизни. Образ Прекрасной дамы трансформируется в обрат Прекрасной Незнакомки. Теперь ее лицо закрыто вуалью, что придает стихам печальное звучание. Лицо Незнакомки закрыто, видно, что она прекрасна, но разглядеть ее нельзя (стихотворение «В ресторане»). Прекрасная Дама как бы отдалилась от поэта, превратившись в Незнакомку. Синее платье, вуаль — все создаст чувство одиночества, покинутости. В ресторане полумрак (это не только в ресторане, во и в душе полумрак), за окном непогода, воет ветер. Настроение сразу становится печальным, появляется чувство одиночества поэта в мире людей. Вообще, Блок часто использует мотив погоды для передачи настроения, обстановки. Вьюга, ветер, холод а поэме «Двенадцать» показывают враждебность мира прошлого по отношению к человеку. Вьюга, ветер не дают просто так пройти к обновленному миру, они изображают силы, которые мешают отказаться от старого мира. Но образ Прекрасной Незнакомки не вечен и ему на смену приходит образ Родины. Блок любит Родину так, как он раньше любил Прекрасную Даму. Для Блока Родина — это жена. «О, Русь моя, жена мою». Родина — это третий главный образ блоковской поэзии. Он прослеживается во всех последующих его произведениях. В стихах, где возникает тема России («Осенняя любовь», «Россия»), создается двуликий образ страны — нищей, обездоленной и в то же время разбойной, вольной. Образ родины — тоскующей невесты, жены —наделен поэтом человеческими чертами. Он видит «прекрасные черты», «разбойную красу» России:

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка…

В 1917 году прогремела революция. Блок пишет статью «Интеллигенция и революция», в которой он принимает революцию и все ее жертвы: «... Вы думаете, что народ — это паинька...». Блок оправдывает жертвы тем, что без них нельзя  отбросить старый мир и войти в новый мир.

Тема народа, исторической судьбы России органически сливается в стихах Блока с темой революции. Гимном революция стала поэма «Двенадцать» (1918 г.) Поэма стала завершением всего «романа в стихах», хотя формально в него не входит. Революция в поэме — это могучий порыв ветра, мировой пожар, в котором гибнет страшный мир. Вьюга, ветер, пурга — все создает тревожную обстановку: «...Ветер, ветер на всем божьем свете...». Бушуют революционные бури, сопротивляется старый мир, не отпускает людей. И на этом фоне появляются двенадцать красноармейцев, идущих в новый мир. Но она не безгрешны. Они несут на себе клеймо старого мира: «...На спину б надо бубновый туз...». Не случайно введен эпизод с Катькой. Застрелил ее Петр, опечалился. Но не должен солдат революции сожалеть о жертвах: «Революционный держите шаг, неугомонный не дремлет враг». Если будешь жалеть, то как же:

…Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крова,
Господа, благослови...

И пес к ним не зря пристал. Пес — это символ старого мира. Старый мир по пятам идет. Прогоняют они его: «Уйди, штыком пощекочу...». А он не отстает. Не так-то легко от него избавиться. Нельзя в одночасье из черного белое сделать. Надо трудный путь пройти, кровавый. Вот он и не отстает. И пурга, пурга, пурга. Непросто пройти к новому миру. Но Блок верит в революцию и число двенадцать. И Христос — символ надежды, символ того, что новое время настанет: «В белом венчике из роз впереди Иисус Христос».

Так заканчивается «трилогия вочеловечения», написанная одним из величайших русских поэтов. Так заканчиваются. поиски смысла бытия, гармонии, обретенной им в единстве с судьбой Родины.


 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика

Пример HTML-страницы