Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Сочинения А. А. Блок Лирический герой поэзии А. А. Блока

Лирический герой поэзии А. А. Блока

(4 голоса, среднее 3.25 из 5)

Имя Александра Александровича Блока тесно связало в сознании читателей с  символизмом. Это литературное течение, придя в Россию из Западной Европы на рубеже ХIХ и ХХ веков, обогатившись достижениями русской стихотворной традиции, дало литературе множество  замечательных произведений, среди которых поэзия Блока. Образы, созданные им, занимают особое место.

Своеобразие позиция поэта во многом уже отразилось в первые годы его творчества в образах лирического героя. Характерно в этом отношении стихотворение «Фабрика». С одной стороны, обращение поэта-символиста к реальности, к социальной тематике уже говорит само за себя. Но, с другой стороны, символическая философия, понимание своего места в жизни также весьма показательны. В воображении читателя возникают три образа: собравшиеся у ворот люди, «недвижный кто-то, черный кто-то», считающий пришедших, и, наконец, лирический герой, говорящий: «Я вижу все с моей вершины...». Нахождение на вершине — это как бы начальная точка творчества самого поэта, из которой он шел вместе со своим лирическим героем к реализму.

Ранние стихотворения Блока пронизаны образом Прекрасной Дамы. Его раскрытию и постижению посвятил целый цикл стихотворений. Перед читателем открывается особый мир влюбленного человека, влюбленного поэта. (Ведь не секрет, что этот цикл был посвящен Любови Дмитриевне Менделеевой, жене поэта.) Поэт преклоняется перед идеалом красоты и женственности и ощущает себя рыцарем, отдающим жизнь служению своей Даме. В стихотворении «Вхожу я в темные храмы...», поводом для создания которого послужила встреча в Исаакиевском соборе Блока с Л. Д. Менделеевой, перед лирическим героем появляется образ, который сравним с пушкинской Мадонной. Это «чистейшей прелести чистейший образец». Лирический герой этого периода творчества Блока — романтик, для которого любовь является высшей ценностью.

Образ-символ получил другое освещение в стихотворении, ставшем символом самого поэта, «Незнакомка». Тема этого стихотворения может быть выражена следующей фразой: идеал, потребность красоты приходит в соприкосновение с отталкивающей реальностъю. Эту двойственность поэт отразил и в композиции произведения: оно делится на две часта. Первая часть пронизана настроением ожидания «друга единственного» - мечты, идеального образа Незнакомки. Но место встречи с ней — трактир . Умело нагнетая описанием пейзажа, использованием звукового ряда ощущение пошлости происходящяго, автор мотивирует состояние лирического героя. Появление Незнакомки во второй части на время преображает действительность для героя, что в художественном плане выражается в перемене всех оценочных эпитетов, образов природы на противоположные. Они как бы освещены с другой стороны. Итог же - возврат в реальный мир, невозможность спрятаться в забытье. Единственное возможное — продлевать его: «Ты право, пьяное чудовище, я знаю — истина в вине».

В этом стихотворении проявляется тонкий психологизм в раскрытии образа лирического героя, смена его состояний очень важна для Блока.

Разработка подобных образов в малой стихотворной форме все же не давала возможности полно раскрыть их внутренний мир, эволюцию во времени. Это удалось сделать в поэме «Соловьиный ад». Основа сюжета этой поэмы - неизбежность возврата лирического героя из мира сладких грёз и любви в реальность. Герой обретает новое, общечеловеческое значение. Так, многие образы поэмы имеют библейское звучание. На осле ехал Иисус, чтобы указать праведный путь, истину. Сад и его хозяйка— это Адам и Ева. Сад я остальной мир разделены только оградой, но, войдя в него, лирический герой теряет свое место в той жизни, куда он потом неизбежно должен вернуться.

В поэме решаются философские проблемы: выбор жизненного пути, любовь. Герой обогащен новым званием, но он и опустошен беззаботным счастьем.

Образ опустошенного жизнью, с нелегкой судьбой человека появляется в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе». Это стихотворение автобиографично. Ведь незадолго до создания этого стихотворения Блока покинула его жена. Поэтому становится ясна неразрывная связь лирического героя с самим поэтом. В каждом его стихотворении этот образ несет не только конкретную лирическую нагрузку, но и становится провозвестником общечеловеческих идей, вечных ценностей. Но Блок не уходит и от конкретных, реальных событий. В синтезе реального и идеального, в отражении внутреннего мира поэта во всей его глубине и состоит сущность лирического героя. Он полностью отразил эволюцию поэта, при этом сам многократно изменяясь.


 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика

Пример HTML-страницы