Случай, описанный Вс. Рождественским, надолго останется в памяти. Действительно, Шаляпин – и на четвереньках! Разве могло такое быть?!
Сначала автор воспоминаний говорит о своём восхищении, которое вызывал у него, как и у многих, великий певец.
Словно сошедший со страницы иллюстрированного журнала, Шаляпин заполнят собой всё пространство распахнутой двери. Он похож на знатного боярина среди почтительной челяди. Кажется, ничто не может разрушить такое впечатление. Однако мы видим, что собака Буська воспринимает этого человека совсем по-другому, на уровне своих рефлексов – просто как носителя медвежьей шкуры, носителя враждебного запаха. И в этом комичность ситуации, описанной в тексте.
Используя наиболее выразительные приёмы юмористического повествования – неожиданность и несоответствие, - Рождественский рисует яркую картину «поединка». Шаляпин вдруг становится равным собаке Буське, в какую-то долю секунды оказывается на четвереньках и бежит навстречу новоявленному «врагу», оттесняя и пугая его.
Автор сравнивает в этот момент Шаляпина с вылезшим из берлоги медведем, огромным и страшно рявкающим.
Великий актер, Шаляпин и здесь играет. И что это за игра! Даже собака, ничего не понимающая в искусстве, испугалась образа, созданного этим человеком, испугалась до того, что задом поползла под диван, царапая разъезжающимися лапами скользкий пол.
Игра окончена, и вот уже перед нами прежний Шаляпин, о котором и не скажешь теперь, что за минуту до этого он стоял на четвереньках. Но, сморщившись, давится от беззвучного смеха зритель Горький, восхищённо описывает этот случай зритель Рождественский…
Сцена сыграна – весёлая, уморительная и незабываемая. А читатель открыл для себя ещё одну грань дарования великого актера.
похожие материалы
< Предыдущая | Следующая > |
---|