Биография А. П. Платонова
Андрей Платонович Климентов, которого читатель знает под фамилией Платонов, родился 28 (16) августа 1899 года. Однако традиционно его день рождения принято отмечать 1 сентября. Фамилию он сменил в 1920-х годах, образовав ее от имени отца, Платона Фирсовича Климентова, слесаря железнодорожных мастерских в слободе Ямской города Воронежа. Впечатления нелегкого, полного взрослых забот детства отразились в рассказе «Семен» (1927), в котором главный герой – трогательный семилетний мальчишка, который все дни напролёт нянчит своих младших братьев и сестру. Учился Андрей сначала в церковно-приходской школе, затем в городском училище. Работать будущий писатель начал в 15 лет (по некоторым данным, уже в 13 лет), чтобы поддержать семью. Юноша работал помощником машиниста, литейщиком, электротехником. По словам Платонова, «жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности». В 1918 году, вновь пошел учиться – в Воронежский политехникум. Но учебу прервала Гражданская война, на которую он ушел в 1919 году. Тогда же Платонов начал писать. Первая его книга – сборник очерков «Электрификация» (1921).
Книга стихов Платонова «Голубая глубина» (1922, Воронеж) получила положительную оценку В. Брюсова. В 1921году крайне тяжёлое положение народа усугубилось разразившейся засухой, приведшей к массовому голоду среди крестьян. Платонов считает себя не вправе быть писателем в сложившихся обстоятельствах. В автобиографии 1924 г. он писал: «Будучи техником, я не мог уже заниматься созерцательным делом – литературой». В 1922–1926 Платонов работал в Воронежском губернском земельном отделе, профиль его работы – мелиорация и электрификация сельского хозяйства.
В 1926 Платонов был отозван на работу в Москву в Наркомзем. Был направлен на инженерно-административную работу в Тамбов. Образ этого «обывательского»города, его советской бюрократии узнается в сатирической повести «Город Градов» (1926). Вскоре Платонов вернулся в Москву и, оставив службу в Наркомземе, стал профессиональным литератором.
Поначалу писательская судьба складывалась удачно: его заметила критика, одобрил Максим Горький. Причем отзывы последнего касаются как раз Платонова-сатирика: «В психике Вашей, – как я воспринимаю ее, – есть сродство с Гоголем. Поэтому попробуйте себя на комедии, а не на драме. Драму оставьте для личного удовольствия». Но писатель не стал полностью следовать этому совету, написав всего несколько сатирических произведений. После сборника «Епифанские шлюзы» одна за другой вышли книги «Сокровенный человек» (1928) и «Происхождение мастера» (1929). Однако фортуна отворачивается от него после того, как рассказ «Усомнившийся Макар» получил резко отрицательную оценку Сталина. Издательства по идеологическим соображениям отклоняют его произведения.
В том же году получил разгромную рецензию А.М. Горького и был запрещен к печати роман Платонова «Чевенгур» (1926–1929, опубл. в 1972 во Франции, в 1988 в СССР).
Этот роман стал не только самым большим по объему произведением Платонова, но и важной вехой в его творчестве. Черты действительности приобрели в романе гротескный характер, в соответствии с этим сформировался и сюрреалистический стиль произведения. Его герои чувствуют свое сиротство в обезбоженном мире, свою разъединенность с «душой мира», которая воплощается для них в бесплотных образах (для революционера Копенкина – в образе неведомой ему Розы Люксембург).
Переустройство жизни является центральной темой повести «Котлован» (1930, опубл. в 1969 в ФРГ, в 1987 в СССР), действие которой происходит во время первой пятилетки. «Общепролетарский дом», котлован для которого роют герои повести, является символом коммунистической утопии, «земного рая». Котлован становится могилой для девочки Насти, символизирующей в повести будущее России. Стройка социализма вызывает ассоциации с библейским рассказом о строительстве Вавилонской башни.
Выход в свет повести-хроники «Впрок» с разгромным послесловием А. Фадеева (1931), в которой коллективизация сельского хозяйства была показана как трагедия, сделала публикацию большинства произведений Платонова невозможной. В 1931–1935 годах Андрей Платонов работает инженером в Наркомате тяжелой промышленности и продолжает писать. Тогда была создана пьеса «Высокое напряжение», повесть «Ювенильное море» (1934), неоконченный роман «Счастливая Москва» (1933–1934) – о судьбе девушки по имени Москва, красавицы, считающей себя счастливой, и ставшей калекой, попав на строительство метрополитена. Этот роман был обнаружен только в 1990-е годы.
Из всего написанного, но не опубликованного, исключением стала повесть «Река Потудань», которая была напечатана в 1937 году.
В мае этого же года арестован его 15-летний сын Платон(10 лет лишения свободы за «руководство антисоветской молодежной террористической шпионско-вредительской организацией»), вернувшийся после хлопот друзей Платонова из заключения осенью 1940 года неизлечимо больным туберкулёзом. В январе 1943 года сын Андрея Платонова умер.
Публикация произведений Платонова была разрешена в годы Отечественной войны, когда прозаик работал фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда»и писал рассказы на военную тему («Броня», «Одухотворенные люди», 1942; «Смерти нет!», 1943; «Афродита», 1944 и др.; вышло 4 книги). В ноябре 1944 он прибыл домой с тяжелой формой туберкулеза (заразился, ухаживая за сыном), но сумел еще «сбежать» на фронт, встретив окончание войны в Берлине. Только в феврале 1946 Андрей Платонов был окончательно демобилизован по болезни (его прямо с поезда принесли домой на носилках).
Все последние годы жизни Платонов фактически не вставал с постели.
После того, как его рассказ «Семья Иванова» (другое название – «Возвращение») в 1946 подвергся идеологической критике, имя Платонова было вычеркнуто из советской литературы.
Умер Платонов в Москве 5 января 1951.
До конца 1980-х годов у себя на родине Платонов был практически неизвестен. Открыть удивительный мир его произведений представилась возможность лишь с началом перестройки, когда были опубликованы его основные произведения – романы «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море».
В мире интерес к Платонову необычайно велик. В странах Европы, США, Канаде, Японии, Индии, Китае переведена его проза, имеются специалисты по творчеству писателя. Когда в 60-е годы в Италии впервые перевели Платонова, рецензию на него написал великий Пазолини. Создано Международное общество Платонова.