Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Сочинения Н. А. Некрасов Н. А. Некрасов — певец доли народной

Н. А. Некрасов — певец доли народной

(4 голоса, среднее 5.00 из 5)

Творчество Некрасова охватывает сороковые—семиде­сятые годы позапрошлого века. Оно сложилось, окрепло и получило широкое признание во второй, революцион­но-демократический, период освободительного движения в России. В нем выразились идеи крестьянской демокра­тии.

Годы общественного подъема, охватившего русское общество после Крымской войны, сменились временем политической реакции и упадка. Царская реформа 1861 года не дала народу подлинного освобождения. Револю­ционно-демократическое движение 60-х годов не привело к революции, было подавлено. В этих трудных условиях Некрасов оставался неизменно верен передовым идеям, заветам единомышленников и учителей — Белинского, Чернышевского, Добролюбова. Более тридцати лет воз­главлял он русскую революционно-демократическую жур­налистику, будучи редактором «Современника», а затем «Отечественных записок ».

Судьба народа, его быт, его нужды и чаяния, судьба революционной интеллигенции, борцов за народное счас­тье были центральными, важнейшими темами некрасов­ской поэзии.

Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ,
И бросить хоть единый луч сознанья
На путь, которым бог тебя ведет, —

говорил о себе поэт. Такие произведения Некрасова, как "Размышления у парадного подъезда", «Калистрат», «Вчерашний день, часу в шестом» и особенно поэма «Кому на Руси жить хорошо», содержали замечательные, глу­боко реалистические картины народной жизни, ставили вопрос о самосознании русского крестьянина, готовности его к борьбе.

Не только тяжелое положение народа, но и его могу­щество, неисчерпаемые богатства его души вдохновляли лиру Некрасова. Вера в великое будущее русского наро­да, родины, отчизны не покидала поэта и в самые труд­ные дни.

Можно с уверенностью сказать, что ни один большой русский писатель не имел такого тяжелого житейского пути, по которому прошел молодой Некрасов в свои пер­вые петербургские годы; пожалуй, даже Горький не по­бывал на таком «дне». Он оказался без единой точки опоры; без места, иногда просто без пристанища и, ко­нечно, без денег.

В конце 1838 — начале 1839 года в различных жур­налах было напечатано шесть стихотворений Некрасова, которые вошли в его первый стихотворный сборник «Меч­ты и звуки».

Мечтам об окончании университета не суждено было сбыться. На факультет восточных языков поступить не удается, на юридический также. Дело ограничивается вольным слушанием лекций на философском факультете. Перебиваясь случайными литературными заработками, поэт буквально нищенствует. «Ровно три года, — рас­сказывал он позднее, — я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным».

В 1845 году Некрасов прочитал Белинскому стихотво­рение «В дороге», и тот воскликнул: «Да знаете ли вы, что вы — поэт, и поэт истинный?!». Это было стихотво­рение поистине новаторское. Мир народной жизни пред­стал в его сути, в его обнаженности.

В Некрасове история нашла уникальный в своем роде тип. В нем соединились, казалось бы, несоединимые ка­чества.

Большое влияние на формирование национального са­мосознания Некрасова оказала Крымская война 1853 - 1856-х годов. Поэт создает стихотворение «Внимая ужа­сам войны» - непревзойденный по обобщающей силе об­раз материнского горя.

1853—1856-е годы - время тяжелой болезни Некра­сова. Сам поэт считал ее смертельной, что обусловило написание «Последних элегий» — попытки подведения итогов, прощания с жизнью.

В 1856 году Некрасов едет лечиться за границу (в Италию, Францию). Европейские впечатления не остав­ляют следа в его творчестве — вдали от родины поэт создает поэму о русских ссыльных «Несчастные». Некра­сов чуть не первым в русской литературе вышел к почти всегда в России актуальной проблеме - судьбе репресси­рованных.

Кризисный период в жизни Некрасова (болезнь, смерть сына, война и связанные с ней переживания) разрешился окончательным становлением его как поэта народного, национального и — религиозного. Стихотворения из цик­ла «Тишина», может быть, самые религиозные стихи в русской поэзии.

В 1855 году Некрасов впервые начинает писать по­эмы: «В. Г. Белинский» и «Саша» соотносятся как поэма умирания и поэма возрождения.

14 октября 1856 года вышел сборник «Стихотворе­ния Н. А. Некрасова». Разбросанные на протяжении мно­гих лет по страницам журналов и наконец собранные вместе стихи бесконечно усилили друг друга и произвели эффект «громадного и неслыханного успеха... этого не бывало со времен Пушкина», как отмечал И. С. Турге­нев.

1860—1861 годы - переломные для России. Готови­лась реформа отмены крепостного права, и у Некрасова появляются стихотворения о народе, «про волю», «про свободу». Как никогда прежде, новое ощущение Родины-матери в ее целом у поэта совместилось с новым ощуще­нием человека из народа — личности, крестьянина-дру­га, приятеля. Одному из таких друзей, костромскому кре­стьянину Гавриле Яковлевичу Захарову, посвящена на­писанная в то время поэма «Коробейники», ознаменовав­шая новый этап в творчестве поэта.

«Тут, — писал А. Григорьев, — является у поэта та­кая сила народного содержания и народного склада... Одной этой поэмы было бы достаточно для того, чтобы убедить каждого, насколько Некрасов поэт почвы, поэт народный, т. е. насколько поэзия его органически связа­на с жизнью».

Поэма, народная по происхождению, связана с народ­ной жизнью и по своему поэтическому строю напоминает народную песню.

В 1863 году Некрасов пишет поэму «Мороз, Красный Нос». Это эпопея о человеческом, народном героизме, вы­явленном в единстве и противостоянии с природой. Рас­сказ основан на глубоком, детальном знании крестьян­ского быта. В центре поэмы — женщина во всех ее ипос­тасях: «баба», «красивая и мощная славянка», «матка» и, наконец, — «женщина русской земли». Поэт живопи­сует национальный тип, поэтому жизнь в поэме так зна­чима, а смерть приобретает значение подлинной траге­дии.

«Публичным покаянием» Некрасова стало стихотво­рение «Неизвестному другу»:

За каплю крови, общую с народом,
Прости меня, о родина! Прости!

В 60-е годы Некрасов пишет много стихов о народе: «Орина, мать солдатская», «Зеленый шум», «Катерина», «Молодые», «Гимн» («Господь! Твори добро народу!..»). Он видел в народе не только бедность, нищету, убоже­ство, но и мощь, силу, красоту. Может быть, более чем когда-либо выплеснулось сгустком все, что о народе по­этом думалось, в «Железной дороге». Идея народа воп­лощена в развитии образов, сюжета, в сплетении при­чудливых комбинаций. Сон завершается высоким пафо­сом, явь - иронией, и все объединилось в трагическом ощущении — во многом именно таков итог произведе­ния.

В 1877 году вышла книга «Последние песни» — по­следнее прижизненное издание смертельно больного по­эта. Сила страданий, казалось, только увеличивала здесь силу творчества, и собственные муки лишь обостряли восприятие и переживание муки общемировой.

Зимой 1866 года в «Современнике» был напечатан про­лог поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». С самого начала ощутим особый, почти былинный тон повествования, его песенвость. И решают герои вековеч­ный для народной жизни вопрос о правде и кривде, о горе и счастье. Некрасов сказал как-то, что свою поэму он собирал двадцать лет «по словечку». Слово поэта ста­ло словом самого народа, подкрепленным всей его силой.

Писалась поэма начиная с 1863 года и до самой смер­ти. Поэт рассказывал журналисту П. Березовскому: "Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из его уст, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни".

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — произведение огромного масштаба. Ее с полным основанием можно на­звать «энциклопедией крестьянской жизни». Поэт поста­вил перед собой задачу рассказать о тяжелом положении крестьянства, которое и после отмены крепостного права осталось таким же бесправным и угнетенным. Вместе с тем Некрасов решил показать, что народ не сломлен, что в нем растет осознание своей силы и мощи.

Среди множества персонажей поэмы Некрасов выде­ляет в первую очередь крестьян, которые вступают в от­крытую борьбу против своих угнетателей. Таков, напри­мер, Савелий, богатырь святорусский, человек мужест­венный и бесстрашный. Его не сломили ни каторга, ни ссылка.

Но главная задача Некрасова заключалась в том, что­бы показать, как постепенно пробуждается народ от ве­ковой спячки, как в его среде все чаще и чаще начинают раздаваться голоса, свидетельствующие о недовольстве крестьян своим положением. Так, речь Якима Нагого зву­чит как обвинительный акт против существующего пра­вопорядка. В его уста Некрасов вкладывает знаменатель­ные слова, в которых уже слышится проснувшееся само­сознание:

Работаешь один,
А чуть работа кончена,
Глядишь, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!

Наиболее четко и определенно вера в несокрушимость народа и в конечное торжество его победы над злом и насилием прозвучала в речах Гриши Добросклонова, од­ного из самых обаятельных и привлекательных образов поэмы, который мечтает о том, чтобы его землякам и каждому крестьянину «жилось вольготно-весело на всей святой Руси...».

В характере Гриши Добросклонова Некрасов рисует типичные черты представителей передовой демократичес­кой молодежи 1870-х годов, вступивших в открытую борь­бу с самодержавием. Рисуя образ Гриши, Некрасов со­знательно придал ему определенное сходство с Добролю­бовым. Их многое роднит: происхождение, образование, трудная, полуголодная юность, ненависть к угнетателям и желание посвятить свою жизнь борьбе за народное счас­тье. Гриша видит многие недостатки, характерные для крестьянской среды: забитость, темноту, корыстолюбие. Вместе с тем он верит в то, что уходит в прошлое «неве­жества мрак» и «удушливый сон непробудный», что

Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином.

Образу Гриши Добросклонова Некрасов отдал свои са­мые заветные и сокровенные мысли о русском народе и о его будущем. Они слышны в «новых песнях», «добрых песнях», которые слагает Гриша, и прежде всего в песне «Русь», где перед нами встает не только «убогая» и «бес­сильная», но и «обильная» и «могучая» «матушка Русь», готовая подняться и сокрушить вековой гнет:

Рать поднимается
Неисчислимая!
Сила в ней скажется Несокрушимая!

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — одно из самых совершенных произведений во всей русской литературе. Некрасову удалось добиться гармоничного слияния формы и содержания. Рассказывая о народной жизни, стре­мясь сделать свое произведение доступным и понятным широким читательским массам, Некрасов использовал все богатства устного народного творчества и живого разго­ворного языка. В поэме мы встречаем множество обра­зов, почерпнутых поэтом из народных сказок и былин, в ней отчетливо слышны отголоски народных песен, при­читаний. Некрасов смело вводит в свое произведение по­словицы, поговорки, загадки. И все это слито в единое целое, подчинено единому замыслу.

В результате Некрасову удалось создать удивительную по своей целостности и органичности поэму, равной ко­торой нет не только в русской литературе, но и в миро­вой.

Не случайно так восхищался творчеством Некрасова В.Г. Белинский, назьгеаея его «истинным поэтом», а Н. Г. Чернышевкий - «гениальным и благороднейшим из всех русских поэтов». Традиции Некрасова - лирика и эпического поэта — великая школа художественного мастерства. И как завет звучат слова поэта:

Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте, спасибо вам скажет сердечное
Русский народ.


 
Яндекс.Метрика