С именем Маяковского прочно связано представление о поэте-новаторе. Таких смелых, радикальных изменений в поэзии не совершал ни один поэт ХХ века. Однако сопоставление опыта Маяковского и его современников доказывает, что влияние на дальнейшее развитие искусства оказывают те открытия, которые отвечают потребностям времени. Тем и дорого нам творчество Маяковского, что поиска нового в поэзии для него очень важны. В стремлении достичь понимания у своего народа Маяковский сделал самый смелый и решительный шаг, превратив поэзию в активную участницу митингов, демонстраций. Историческая заслуга поэта — в создании лирики нового типа.
Проблема художественного новаторства по-своему осознается Маяковским. У прежних писателей была читатели, а Маяковский, когда сочиняет стиха, воображает себя перед огромными толпами слушателей. Почта в каждом его стихотворении есть это «Вы» — обращение к толпе: «Эй, вы... Вы, которые... Смотрите... Послушайте!..» Маяковский создал свой собственный ритм. Маяковский именно теми хорош, что безбоязненно воспроизводит в стихах уличные, хлесткие, вульгарные ритмы, митинговые речи, возгласы драк и скандалов. Именно этим митинговым стилем Маяковский стремился донести свои стиха до народа. И это, на мой взгляд, ему удалось.
Маяковский, любовно подмечая в жизни страны ростки нового, прекрасного, не устает напоминать о том, что «дрянь пока что мало поредела», что еще «очень много разных мерзавцев ходят по нашей земле и вокруг». Поэтому такое большое значение поэт придавал сатире. Сатирические произведения Маяковского поражают своим тематическим разнообразием. Кажется, нет такого отрицательного явления, которое не попало бы под увеличительное стекло поэта сатирика. Перед нашим взором «целая лента типов тянется»: новый буржуа, вредитель, обыватель, пьяница, лодырь, бракодел, трус, взяточник и т. д. Сатира Маяковского рождена гневом поэта — патриота россии и гуманиста, отвергающего все, что унижает и оскорбляет человека.
Чтобы привлечь внимание читателя к своим сатирическим стихам, поэт пользуется различными способами укрупнения и заострения образа, создает особую, необычную ситуацию, близкую к фантастике. Так, свое стихотворение «Прозаседавшиеся» поэт направил против бюрократизма и волокиты. В этом стихотворении говорится, как бюрократы заседают по 20 раз в день, решал пустопорожние вопросы, «разрываются» пополам, и уже «людей половины» присутствуют одновременно на двух заседаниях.
Маяковский открыто заявляет о своем отношении к бюрократизму:
Мечтой встречаю рассвет ранний:
«0, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!
К теме бюрократии Маяковский подошел еще ближе в драме «Баня». В своих сатирических пьесах поэт стремится усилить зрелищность — одно из про- явлений движения Маяковского к народности. Он хотел быть понят своей страной, но хорошо знал, что массовый читатель и зритель еще не обладали высокой культурой. Свою цель поэт видел не в том, чтобы опуститься к низкому уровню массового читателя, а в том, чтобы приобщить массы к высокой культуре, ибо только в этом случае массы смогут правильно понять его творчество. Отсюда поиски контакта с читателем: создание броских плакатов, агитационных и рекламных стихов, выступления в многолюдных местах.
Маяковский писал произведения не только на злобу дня, затрагивая вечные темы: любовь, поэт и поэзия и другие. Необычным подходом к таким темам Маяковский побуждал читателя к размышлениям, к оценке позиций автора в том или ином вопросе. На тему трагической любви поэт написал поэму «Про это». Это конфликт между лирическим героем и миром мещанства. Трагизм в том, что в мире мещанства оказалась любимая женщина. Подобный сюжет не раз освещался в литературе 20-х годов ХХ столетии. Но в поэме Маяковского он приобретает предельную остроту. Сталкиваются два мира. Страстно и гневно звучат слова героя поэмы:
...не приемлю,
ненавижу это
все.
все,
что в нас ушедшим рабьим вбито...
Этими строками Маяковский хотел показать читателям свое негативное отношение к мещанству, к скучному миру обывателей.
Человеческим величием, страстной убежденностью, благородством насыщен разговор поэта с потомками («Во весь голос»). Маяковский разговаривает с потомками о времени и о себе, о том, как он понимает время и искусство, этому времени необходимое. В поэме «Во весь голос» господствует мысль о бессмертии созданного в трудах и бою, вера и разум и благодарность потомков. Поэт отвергает индивидуальное искусство. Маяковский утверждает, что поэт должен служить интересам народа:
...до самого
последнего листка
я отдаю тебе, планеты пролетарий.
Изучая творчество Маяковского, я понял, что все сделанное им в искусстве — подвиг величайшего бескорыстия. Неугасающая популярность и злободневность поэзии Маяковского доказывают, что этот подвиг бессмертен. Поэт, на мой взгляд, достиг своей цели — народ понял и по достоинству оценил его творчество.
< Предыдущая | Следующая > |
---|