Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Сочинения М. Горький Идея подвига во имя счастья в рассказе М.Горького "Старуха Изергиль"

Идея подвига во имя счастья в рассказе М.Горького "Старуха Изергиль"

(4 голоса, среднее 3.00 из 5)

Для романтических рассказов Горького характерно, что среди людей, обладающих сильными характерами, писатель различал силу, действующую во имя добра, и силу, приносящую зло. В Ларе себялюбие переходит все границы, перерастает в гипертрофию прихоти, каприза – в крайний эгоизм и индивидуализм. И один из старейшин племени, искавшего меру наказания Ларе за его преступление, подсказал поистине мудрое решение: индивидуализм наказать индивидуализмом – обречь преступника-экоцентрика на вечное одиночество. Старая Изергиль оценивает Лару с точки зрения того, что он в жизни сделал полезного, за что он требует благ себе: ведь «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью».

В словах Изергиль заключен один из важнейших аспектов горьковской концепции человека: свобода личности утверждается в активной, творческой деятельности во имя людей. «В жизни… всегда есть место подвигам». Эти  ставшие афоризмом слова произнесла Изергиль, и рассказ о Данко, отдавшем свое сердце людям, - подтверждение этой мысли.

Люди, которых повел сквозь тьму мужественный юноша, ими же призванный «лучшим из всех», утомленные трудным путем, пали духом. «Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди», в ярости были готовы убить его. И тогда он сердцем своим осветил путь людям. Своей героической смертью Данко утвердил бессмертие подвига. Он не только доказал верность идеалу свободы, но и самопожертвованием добился свободы. Горький утверждал, что подвиги важны не только сами по себе, - их сила в том, что они служат примером для других.  Эта мысль проводится в легенде о Данко: подвиг юноши осветил путь людям, зажег их смелостью и упорством, они «бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца.  И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез».

Писатель обращается к одной из главных тем – противоречивой человеческой душе. Романтический герой включен в среду несовершенных, а то и трусливых, жалких людей. Изергиль говорит: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются…» соплеменники Данко «ослабли от дум; страх «сковал их крепкие руки». По дороге из леса «стали, как звери» и хотели убить своего предводителя. Даже спасенные, они «не заметили смерти» Данко, а  кто-то тз осторожности «наступил на горло сердце ногой».


 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика

Пример HTML-страницы