Конец девятнадцатого — начало двадцатого веха смена эпох. Колоссальные открытия в области науки не могли не отразиться и на общественной жизни. Город занимал все более весомую позицию во мнении людей и люди потянулись из деревень в города.
В литературе тема уходящего барства появилась еще даже до отмены крепостного права, до реформы 1861 года. И. А. Гончаров в своем романе «Обломов» описывает переход лениво текущей жизни Обломовки в кипучую деятельность поместья Штольца. Он жалеет о ленивой барской жизни, о том, что она навсегда уходит. Пусть барство — пережиток, но с ним связаны культура и традиции целого класса дворянства. Об этом же явлении писал и Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Однако здесь (при сравнения этих двух произведений) нельзя не заметить различии а подходе, в точке зрения. Гончаров только предсказывает крестьянскую реформу, а Некрасов рассматривает в поэме уже итоги. Борьба новых идей со старыми, нового образа жизни со старым образом жизни является м главной темой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».
До сих пор мы говорили о писателях и поэтах, создававших свои произведения в ХIХ веке. Пришедший на смену веку старому ХХ век ставит свои идеалы «героя своего времени», и этот идеал несовместим с деревней. Тема уходящего патриархального, дворянско-крепостного уклада нашла отражение в творчестве двух выдающихся писателей, создававших свои произведения на стыке двух веков, двух эпох. Это А. П. Чехов и И. А. Бунин.
Чехов никогда не был дворянином, он происходил из мещанской, разночинской семьи. Поэтому он судил о барской жизни со стороны. Наиболее ярко эта тема обозначена в пьесе «Вишневый сад». Бунин же родился не в просто в дворянской семье. Род Буниных был очень древним, и писатель по праву гордился своими предками. Он прекрасно знал образ жизни поместного дворянства, его культуру, быт. Поэтому помещичья жизнь близка его сердцу. Для писателя уход этого уклада является настоящей трагедией. Чувство щемящего расставания с дворянскими гнездами тема таких рассказов И. А. Бунина как «Антоновские яблоки», «Эпитафия», «Суходол», «Деревня» и другие.
А. П. Чехов считает, что барская жизнь должна уйти во имя «экономического процветания России». Герой ею лирической комедии Ермолай Лопахин (внук крепостного, но теперь уже богатый человек, который может позволить себе купить вишневый сад, имение, «прекраснее которого нет ничего на свете») предлагает «разрезать вишневый сад на участки и отдать дачникам в аренду. Только такой ценой, по его мнению, можно спасти имение Раневской. Такое решение должно принести неплохую прибыль. Но для старых хозяев вишневого сада это равносильно предательству, они не могут воспринимать свое родовое имение с точки зрения выгоды и прибыли.
В рассказах Бунина этот процесс показан несколько по-иному. Бунин описывает вырождение дворянской жизни в мелкопоместную. Суетная жизнь «мелкопоместного» ему не нравится. «Мелкопоместны» — это, по мнению писателя, ворона в павлиньих перьях. Он пытается подделаться под дворянина былых времен: когда в его доме двое-трое слуг, он кричит на весь дом. Бунин взирает на его усердие с оттенком презрительного снисхождения. Грустъ его происходит не от красоты «вишневого сада», а от величия барства. Охоты с борзыми, огромные портреты бабушек и дедушек, пиры на несколько дней —все это мелкопоместному недоступно. Чехов считает что «герой нового времен» должен быть рациональным, образованным. Его идеал — Петя Трофимов. Он не привязывается к земному: «Вся Россия — наш сад». Нужно идти по свету и служить людям.
И. А. Бунин был в конце жизни оторван от Родины я вынужден был уехать в эмиграцию. Ему больно расставаться со старой жизнью, ведь это — частичка его самого.
По-разному относятся эти писатели и к крестьянству. Ведь крестьянство —тот класс, на котором держалось барство. Чехов в своих «Мужиках» показал нетрадиционных мужиков: диких, пьяных и темных. Им недоступны достижения дворянской культуры, как бы ни старалась Лада из «Дома с мезонином» просветить их. Для того, чтобы они приобщились к культуре, нужно изменить саму жизнь крестьян. Однако в них есть одна черта, которая и отличает крестьянина от любого представителя другого сословия. Это — любовь к земле.
Бунину мужики нравятся: «Порой мне казалось на редкость заманчивым быть мужиком». Жизнь богатых, зажиточных мужиков он сравнивает с жизнью среднего дворянства. Мужик Бунина набожен, светел. Для него жизнь мужиков светла от лампадок. Ему нравится их трудолюбие, набожность, размеренный уклад жизни.
Оба писателя показывают переход от мужика к барину. В «Вишневом саде» это Лопахин. Он сам про себя говорит «Со свиным рылом — в калашный ряд». Его предки была крепостными у предков Раневской и Гаева, а он взял, да я купил поместье. В рассказе «Деревня» Бунина похожим на Лопахина героем является Тихон Красов. Он купил Дурновку, а его прадеда барин Дурново затравил собаками.
Гаев и Раневская не сопротивляются приходу Лопахина. Они относятся к нему как к победителю и молча «складывают свои полномочия». Лопахин общается на равной ноге и с лакеями и с господами. Он еще генетически связан с «низами», однако, все заметнее и заметнее становится отрыв Лопахина от своих корней. Сама Раневская уговаривает Лопахина жениться на Варе. Бывшие хозяева жизни принимают его как равного.
Совсем по-другому показана эта проблема в «Деревне» Бунина. Молодой барин Дурново едва не подрался с Тихоном Ильичем, ему нелегко складывать свои полномочия. Мужики Дурновки не принимают красовского господства, издеваются над ним, потому что внутри он все равно остался мужиком, и им это видно.
Чехов желает перехода к рационалистическому использованию народных богатств, использованию вишневого сада для блага Россия, для ее экономического развития, образования. Бунин заботится о величии про жизни Россия, а она неотрывно связана с деревней.
Чеховские герои относительно безболезненно переживают этот исход, герои Бунина подчас не выдерживают разлада: Арсений Семенович из рассказа «Антоновские яблоки» застрелился. Мужики Чехова почти безразлично отнеслись к освобождению от «рабства». Порой они даже не желают верить в этот факт. Вспомним Фирса из «Вишневого сада», который воспринимает отмену крепостного права как несчастье. Бунинские мужики радуются освобождению, но эта радость недолга. Барин хотя бы немного но заботился о них, а теперь им приходятся рассчитывать только на себя. Некоторые, подобно Фирсу, вовсе не хотят расставаться с прежними цепями. Такова героиня рассказа Бунина «Суходол» Наташа.
У Чехова барская жизнь уходит вместе с атрибутами. Лопахин вырубает вишневый сад, этот символ прежней барской жизни. Он под корень вырубает и барскую жизнь. Переход совершается резко: старая жизнь сменяется новой путем полного разрушения старой. Люди остаются, а поместья уходят. У Бунина же барство уходит вместе с его представителями. Дворяне вымирают, а поместья остаются, и их заполняют и обживают новые хозяева, переделывающие все на свой лад. Переход получается постепенный, хотя и не менее болезненный.
Чехов и Бунин создавали свои произведения об уходящем дворянском укладе приблизительно в одно и то же время, но каждый из них по-своему оценивал этот процесс. Чехов тянет общество вперед, требует вечной неудовлетворенности, а Бунин — назад, прося покоя.
< Предыдущая | Следующая > |
---|