Конечно же, магия имен, вера в их предопределяющую роль возникла не вчера; вы уже знаете из предыдущих глав, что это — древнейшее изобретение человечества. Но атавистическая вера в магию имени несомненно реанимируется и поддерживается всеми остальными «чудесами», загадками, тайнами. Вы, вероятно, заметили возрождение интереса к знакам Зодиака; к этому интересу примыкает другой: к восточному календарю, к амулетам в виде камняпокровителя и т. д. В журнале Лиза гороскоп знакомит читателя с мистическими предсказаниями судьбы того или иного знака. Средства массовой информации рассказывают об этих вещах с легкой иронией, но читатели, слушатели, зрители далеко не всегда улавливают иронический тон, зато всегда — суть самих предписаний древней «мудрости».
Мифологический смысл, наоборот, ученым давно и хорошо известен из древнегреческого мифологического цикла о герое Тесее. Тесей, сын афинского царя Эгея (т. е. царевич, принц, но не царь, как утверждает А. И. Рыбакин), решил избавить свой народ от дани, которую требовал могучий критский царь Минос: семь красивейших юношей и семь прекраснейших девушек для страшного чудовища Минотавра (человека с головою быка). В числе семи юношей Тесей и отправился на Крит. Ариадна, дочь царя Миноса, влюбилась в Тесея и, когда афинян повели во дворец Лабиринт, где обитал Минотавр, тайком от отца дала своему возлюбленному меч и клубок ниток. Она хорошо знала, что дворец этот был с такой запутанной планировкой, что выбраться из него практически невозможно. (От названия этого дворца и пошло нарицательное слово «лабиринт») У входа Тесей привязал ниточку и смело пошел по лабиринту комнат, нашел Минотавра, вступил с ним в бой и убил его, а затем по ниточке вместе со своими спутниками вышел из Лабиринта. Опасаясь гнева царя Миноса, афиняне бросились в порт, прорубили днища критских кораблей, а на своем корабле Тесей с Ариадной и спутниками отплыли в Афины.
Этот миф был очень популярен и в эпоху Возрождения, что нашло отражение в многочисленных произведениях живописи, скульптуры, музыки, драматургии и т. п. В виде кратких пересказов он вошел в школьные учебники и стал хрестоматийны для гимназистов. Поэтому им хорошо понятно было выражение «нить Ариадны» или «Ариаднина нить» и легко раскрывалось мифологическое значение имени Ариадна как «помощница».
Совсем иная картина наблюдается при анализе значения, В дореволюционный период родители если и выбирали имя Ариадна в соответствии с церковными законами наречения, то практически ничего не знали о святой патронессе своей дочери — мученице Ариадне. Не мог им помочь и поп, ибо ему было о ней известно не более того. Поэтому и популярность имени была минимальной. Кроме того, это имя вошло в церковный календарь достаточно поздно, скорее всего в ХVIII—XIX веках, и не успело получить поддержку со стороны своих носителей, как, например, имя Александр. В советскую эпоху популярность этого имени возросла, и современные родители уже могут в качестве мотива выбора выдвинуты: в честь героини мифа о Тесее, в честь киноактрисы Ариадны Шенгелая, в честь писательницы Ариадны Громовой и т. д. Правда, в наше время миф о Тесее и Ариадне знают немногие, и оказывать сколько-нибудь значительного влияния на выбор имени Ариадна он уже не может. А жаль!
Иная и в то же время аналогичная история произошла с мужским именем греческого происхождения Аркадий. Это имя образовалось от названия одной из исторических областей древней Греции. Уже древние греки не знали, вероятно, нарицательного значения топонима Аркадия и сочинили миф об Аркадии как о «владениях, земле Аркаса» (в греческом языке родительный падеж от Аркас — Аркадос). Миф этот существовал в нескольких вариантах. По наиболее популярному из них Аркас — сын Зевса и нимфы Каллисто, дочери аркадского царя Ликаона. Чтобы! скрыть свою связь с Каллисто от ревнивой Геры, Зевс превратил нимфу в медведицу. Вероятно, в отместку Ликаон убил своего внука и угостил Зевса его мясом. Зевс страшно разгневался, испепелил жилище Ликаона, превратил его самого в волка (греческое ликос — волк) и воскресил Аркаса. Став охотником, Аркас чуть было не убил свою собственную мать в образе медведицы. Тогда, чтобы избежать этого, Зевс превратил Каллисто и Аркаса в созвездия Большой и Малой Медведиц. Так миф связал имя Аркас и топоним Аркадия с нарицательным именем арктос — «медведь». Теперь слово за лингвистами, которым предстоит научно доказать эту связь. Напомним, что имя Артур возводят к кельтскому корню арт-, которое тоже имеет значение «медведь», а греческое Арктур (звезда альфа Волопаса), как считают некоторые исследователи, означает «страж медведя». Пока же можно констатировать лишь то, что этимология имени Аркадий остается темной.
Много проще обстоит дело с мифологически значением этого имени. Уже в античной литературе стало формироваться представление об Аркадии как о стране счастливых, беззаботных скотоводов. В европейской пасторальной литературе ХУI-ХУIII веков это представление преобразилось в законченную идеально буколическую картину жизни любящих друг друга пастухов и пастушек. Немало сил к созданию образа утопически счастливой Аркадии приложило и искусство. А развитие образования внедрило этот образ в умы людей, и постепенно определение «счастливая» к Аркадии стало ненужным: оно перешло в форму значения этого имени. Вероятнее всего, именно это значение и имели в виду те, кто назвал один из пляжно-курортных районов Одессы Аркадией. Именно по этой причине и выражение «аркадские пастухи» означает не «пастухи из Аркадии», а «счастливые, беззаботные люди». Можно вспомнить здесь и о персонаже «Леса»
А. Н. Островского Аркадии Счастливцеве, который антропонимически как бы «счастлив в квадрате», как «кроток в квадрате» гоголевский Акакий Акакиевич.
Однако в настоящее время у подавляющей части родителей имя Аркадий уже не ассоциируется с мифологическим значением «счастливый». Сейчас основной мотив наречения — в честь реальных, а не мифических лиц: Аркадия Гайдара, смелого, мужественного и доброго человека, замечательного детского писателя; Аркадия Райкина, известного артиста-сатирика; Аркадия Воробьева, знаменитого штангиста, многократного чемпиона и рекордсмена СССР, Европы, мира и Олимпийских игр, ставшего доктором медицинских наук, профессором.
Славянские имена при всей их внешней этимологической прозрачности остаются пока темными для антропонимистов. Мы не знаем, например, давалось ли имя типа Владимир, Святослав, Владислав, Славомир новорожденному, пятилетнему ребенку или подростку при инициации; чисто славянская это модель имени, заимствована из другого языка или походит к индоевропейской общности и т. д. Вопросов множество. Точек зрения меньше. А аргументированных точек зрения, т. е. гипотез, еще меньше.
Так что искать какой—то мистический смысл в именах — занятие бессмысленное. Магия имени чистейший плод необузданной фантазии древних, первый донаучный этап объяснения окружающего человека мира, породивший и анимизм и все формы религии. Народная мудрость гласит: не место красит человека, а человек — место. Это полностью относится и к имени. Базовая тенденция наречения в честь кого-либо — яркое тому подтверждение. «Магию имени» делает личность его носителя, а не какие —то якобы присущие имени внутренние мистические силы.
Чтобы способствовать развенчанию современных отголосков мифа о магии имен, мы и составили краткие справки об их происхождении и поместили в словарике сразу после фоносимволического значения. Эта цель обусловила и свободную форму словарной статьи (академически составленная этимологическая справка может быть убедительной только для специалистов).
Хочется надеяться, что наши краткие справки помогут неспециалистам лучше разобраться в вопросе: что же в имени личном сокрыто?
похожие материалы
< Предыдущая | Следующая > |
---|