По территории Лазаревского района города-курорта Сочи протекает небольшая речка Куапсе. Её долина, заросшая густым широколиственным лесом, зажатая между двумя хребтами: Ашейским — на севере и Безымянным — на юге, издалека кажется самой обычной. Но стоит пройти от шоссе Черноморского вверх по течению Куапсе, как начинаешь удивляться её своеобразию.
Недалеко от входа в ущелье русло перегорожено глыбами жёлто-серого песчаника, хаотично нагромождёнными друг на друга. Далее на правом берегу раскинулась Ореховая поляна — остаток прежних адыгских садов. Выше долина резко сужается и превращается в теснину. Стены ущелья сложены слоистыми известняками мелового возраста и местами нависают над водой, образуя карнизы и ниши. Наверху растут тенистые дубы, клёны, каштаны. В лесной чаще щебечут птицы и тихо журчат ручьи.
На одном из отрезков речка протекает в мрачном каменном туннеле. На высоте трёх метров борта ущелья почти смыкаются за счёт разрастания известковых натёков, которые на стенах имеют форму разнообразных выростов, а с потолка спускаются в виде коротких толстых сосулек — сталактитов. Здесь хорошо прослеживается противоречивая деятельность воды: разрушая одни горные породы и формы рельефа, она создаёт другие.
За туннелем ущелье резко расширяется, и открывается ослепительно яркий Белый зал. Он выработан силой течения реки. По одной из стен Белого зала с десятиметровой высоты срывается каскадом небольшой ручей - правый приток реки Куапсе. Вода в нём серебрится, как седая борода. За это водопад прозвали Бородой Мамеда. В засушливую погоду «борода» становится редкой, а иногда совсем иссякает. В пятидесяти метрах выше по течению Куапсе привлекает внимание красавец каскад, под которым падающая струя воды выдолбила грот и котёл, называемый Ванной Мамеда. Она наполнена чистой холодной водой. С окружающих стен свисают причудливые, словно изрезанные, листья папоротников.
Кто же такой Мамед, чьё имя повторяется в ряде географических названий?
Согласно одному из преданий, в старину между ущельем и Морем находился богатый аул. Адыги умели создавать сады, хорошо ухаживали за ними и выращивали отличные фрукты. Они также разводили овец, крупный рогатый скот, лошадей и с большой любовью занимались пчеловодством. В окрестных лесах водилось много разной дичи, в том числе кабанов (куапсе в переводе на русский язык означает «кабанья река»).
Однажды на берег высадились иноземные завоеватели. Чтобы спастись от них, жители аула вместе с домашним скарбом и со скотом стали уходить в горы. Надо было выиграть время, как-то задержать врагов. Это сделал Мамед. Он остался в ауле один. Заморские пришельцы, увидев пустое селение, в котором нельзя поживиться ни рабами, ни богатством, рассвирепели. Схватив Мамеда, они стали допрашивать его, избивать и пытать раскалёнными камнями. Но храбрец упорно молчал. Когда же он «согласился» указать место, то, подобно Ивану Сусанину, увёл захватчиков совсем в другую сторону. Поздно поняли чужеземцы, что обмануты, и в мрачном ущелье снова стали истязать Мамеда, а затем замуровали его заживо в глубокой щели замшелой скалы, одиноко стоявшей в верховьях реки...
Местные жители утверждают, что иногда по вечерам из ущелья доносятся звуки: это стонет Мамед.
Те, кто посетил Мамедово ущелье, увезут яркие впечатления от богатства и красоты природы и долго будут помнить сказание о беззаветной стойкости народного героя.
похожие материалы
< Предыдущая | Следующая > |
---|