Наши чувства лежат в основе нашего представления о внешнем мир, и в них корень почти всех наших высоких наслаждений.
Со времен глубокой древности философы стремились разрешить загадку, каким образом была приобретена вся масса сведений, которыми обладает взрослый развитой человек, по вопросу о природе вещей и явлений. Уже в древней Греции мы наталкиваемся на два разных толкования. Одни (как Демокрит, Эпикур) полагали, что источником нашего познания являются ощущения, чувства; другие же (как Анаксагор, Платон) считали этим источником разум.
Между этими двумя партиями стал особняком великий Аристотель, который уже тогда понял, что чувство и мышление должны идти рука об руку для того, чтобы дать человеку возможность сделать истинное заключение о мире явлений природы. В средние века господствовала школа, утверждающая, что разум есть причина нашего познания; но когда английский философ Бэкон Веруламский, положил начало эмпирическому методу исследования, другой философ, Джон Локк, в XVII-м столетии снова выдвинул на первый план утверждение, что все, без исключения, сведения о внешнем мире рождаются в нашей душе через посредство чувств.
Этот тезис можно пояснить примером. В каждом цветке мы различаем форму его, окраску, запах и другие видимые черты, короче говоря, признаки, в существовании которых мы убеждаемся, благодаря вмешательству чувств зрения, осязания и обоняния. Очевидно, чувствам мы обязаны нашим сведениям о цветке, а равным образом – о всяких других предметах окружающей нас природы. Но и мыслительные образы, как например, понятия о движении, о естественных законах и др., по Локку, оказывают после тщательного расследования результатом слияния часто повторяющихся чувственных восприятий «продуктом опыта».
Немецкие философы XVII – го и XVIII – го веков, и между ними особенно Лейбниц и знаменитый Эммануил Кант, показали, что хотя «основой» нашего познания внешнего мира мы и обязаны чувствам, тем не менее эта «основа» должна быть подвергнута формировке и обработке при помощи известных сил разума для того, чтобы человек пришел к ясному представлению о природе. Например, впечатления определенной формы, окраски, запаха и др. должны быть поставлены в особую пространственную и временную связь и приведены к единству для того, чтобы результатом созерцания явился цветок. Дальнейшее разъяснение этих сложных философских учений не имеет никакого отношения к целям, преследуемым нашей статьей; будем лишь считаться с той истинной, что при познавании внешнего мира к области чувственных восприятий прибавляется мыслительный процесс обработки и координировки (приведения в порядок и определенную связь).
< Предыдущая | Следующая > |
---|