ОШИБКА ГЕРОДОТА
Геродот был еще в постели, когда вернувшийся с рынка раб сообщил ему приятную новость: в порту бросило якорь какое-то торговое судно, возвратившееся из дальнего плавания. На рынке купцы хвастались, что были даже за Геркулесовыми Столбами.
Сам большой охотник путешествовать, Геродот очень любил слушать рассказы других путешественников о виденном и пережитом. Поэтому, приказав рабам готовиться к приему гостей, он отправился в порт, нашел владельца судна, толстого важного перса, и пригласил его вместе с купцами к себе на беседу.
После обеда, сытые и взбодренные смешанным с водой вином путешественники стали рассказывать Геродоту о своих странствиях по морям и странам, о встречах с великанами, которые одним взмахом руки разносили в щепки самые большие корабли, о бурях, трепавших корабль, о чудесных островах, богатых африканских городах, черных рабах, о людях с песьими головами, о том, что в Африке живет народ, люди которого не имеют личных имен, о дивных птицах и невиданных животных.
Геродот внимательно слушал и запоминал все, что говорили очевидцы. На другой день он записал их рассказ и впоследствии отдельные факты использовал в своей знаменитой «Истории» в девяти книгах. Включил он в нее и сообщение о народе, у которого люди обходятся без личных имен.
Много столетий прошло с тех пор. Европейские путешественники побывали во всех концах света, открыли общества людей, живущих еще в каменном веке. Но нигде и никогда они не встречались с людьми, которые бы не имели имен. Отец истории явно ошибся, доверившись очевидцам. Правда, в этом его вины нет. При том уровне знаний, когда всерьез верили в существование великанов и песьеголовых людей, факт существования людей без личных имен не мог вызвать особых подозрений. Нужна была мудрость Гомера, чтобы утверждать, что
Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных:
В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает...
Правда, в защиту «очевидцев» можно привести одно смягчающее вину обстоятельство, но об этом немного позже.
Современной наукой установлено, что уже начиная с каменного века люди имели имена. По крайней мере у коренных австралийцев на мезолитической стадии развития личное имя уже являлось центром сложной системы обрядов и табу. А мезолит — это среднекаменный век, второй период каменного века. Значит, имя возникло еще раньше — в древнекаменный век (палеолит), т. е. где-то между 50 и 12 тысячелетиями до н. э. Объединение людей в этот период ученые называют не общество первобытным человеческим стадом. Людей на уровне развития пока не обнаружено на нашей планете, но кто знает... Поэтому утверждать что-либо более конкретно о времени появления и эволюции личного имени как специфического звукового комплекса, служащего для обозначения отдельного конкретного человека, нельзя.
Правда, самую нижнюю границу появления личных имен можно попытаться определить и другим путем. Выше мы говорили о личном имени, только из его чисто человеческой природы, как о феномене только человеческого общества. А, может быть, у него есть какие-то предшественники у стадных животных?
ЕСТЬ ЛИ ИМЕНА У ЖИВОТНЫХ?
— А как же! Жучка, Мурка, Машка, Сивка, Топка, Кока, Петька, Патрикеевна, Михайло Потапыч, Рекс, Джим и т. д. Есть даже специальная дисциплина, изучающая имена животных,- зоонимика, - ответил мне один студент-филолог. И он по-своему прав. Ибо на поставленный вопрос можно ответить и так. Однако читатель понимает, что смысл поставленного вопроса другой: используют ли животные при общении между собой какие-либо звуковые сигналы, называющие отдельную особь? Именно звуковые, ибо жестовые, пантомимические сигналы для привлечения внимания конкретной особи общеизвестны.
Возможно и другое объяснение ответа студента-филолога. Оно связано с распространенной ошибкой рассматривать отношения в мире животных с точки зрения человеческих отношений и приписывать животным человеческие качества. Тем более что животные действительно откликаются на свое имя, произнесенное человеком. Впрочем, не обязательно человеком. Можно и скворца, и попугая, и ворону научить подзывать то или иное прирученное животное, называя его кличке. В принципе представляет трудностей научить говорящих птиц обращаться друг к другу по имени (кличке). Но это возможно опять-таки только с помощью человеческого языка. А на их «родном языке»?
Листаем литературу по психологии поведения животных. Оказывается, зоопсихологи пока не обнаружили «личных имен» у диких человекообразных обезьян в естественных условиях общения, не говоря уже о более примитивных видах животных. Видимо, у обезьян еще не возникла потребность в звуковом сигнале такого рода. Не известны они и у «интеллектуалов моря - дельфинов. Правда, специально выяснением наличия такого специфического звукового комплекса (да и не только звукового) у животных, кажется, никто не занимался. Тем не менее есть основания думать, что если бы он действительно существовал, то был бы уже описан зоопсихологами.
Итак, личное имя действительно представляет собой чисто человеческий звуковой комплекс, служащий для индивидуализации каждого отдельного члена общества.
Ясно, что личное имя могло появиться лишь в языке, а язык начал формироваться, по мнению ученых, уже у неандертальца. К этому периоду, вероятно, можно отнести и время возникновения личных имен.
КАК И ПОЧЕМУ ВОЗНИКЛИ ЛИЧНЫЕ ИМЕНА
Со школьной скамьи каждому известно выражение труд создал человека. Этот классический философский афоризм с необходимостью предполагает, что труд создал и язык. Ведь именно в процессе общественной трудовой деятельности у человека возникла потребность сказать что-то другим членам сообщества, потребность назвать отдельного человека. У обезьян побуждение к действию отдельной особи выражается прикасанием к ней, подталкиванием, а также звуковым сигналом. Но этот звуковой сигнал является общим средством привлечения внимания, типа человеческого «эй!». И чтобы особь поняла, что обращаются именно к ней, необходимы определенные условия: тот, кто зовет, и тот, кого зовут, должны быть в пределах видимости (само собой разумеется, что звуковой контакт происходит в пределах слышимости), зовущий должен дополнительно к звуковому сигналу прибавить и уточняющий жест, взгляд. Неточность такого способа подзыва очевидна. Вспомните, как часто преподаватель задает вопрос аудитории, учащиеся поднимают руки, преподаватель говорит: «Ну, пожалуйста!», смотря на одного из учащихся, а встает не только тот, к кому обращается преподаватель, но и его сосед. Аудитория смеется. Тогда преподаватель уточняет по имени, кого он желает выслушать. Следовательно, чтобы уточнить подзыв (обращение) взглядом, необходимо, чтобы особь (индивид) находилась на определенном расстоянии и чтобы рядом не было соседа. Любопытно было бы выяснить зависимость между расстоянием от зовущего к зовомому и расстоянием между теми, к кому обращаются.
Не намного более точным является и указующий жест рукой, пальцем, так как и он зависит от тех же условий, что и взгляд. Несколько возрастает лишь дистанция между зовущим и зовомым. Не на длину ли протянутой руки?
Однако в процессе усложнения форм трудовой деятельности жестов оказалось недостаточно. Переход на звуковой язык принес новую, удивительно универсальную возможность создания личного имени. Ведь теперь можно было позвать человека, находясь на расстоянии и не видя его, что жизненно необходимо на новом этапе развития человеческого общества. Можно и говорить о «соплеменниках» отвлеченно, не указывая на каждого пальцем. Может быть, с того времени и ведет свое начало запрет указывать пальцем на человека?
Только не следует думать, что человека стали называть по имени вдруг, в один прекрасный день. Как и все, что мы имеем в языке сейчас в готовом виде, это прошло огромный путь развития, путь сложный, извилистый, с многочисленными ответвлениями.
Многое отдали бы ученые за то, чтобы узнать, какими были первые человеческие имена. К сожалению, это вряд ли возможно. Мы можем только предполагать, но не доказать. Вероятнее всего, первые имена возникли как произвольные звуковые комплексы для обозначения отдельных особей, т. е. имя возникло в тот момент развития языка, когда шел процесс называния объектов окружающего мира. И это вполне возможно, так как в тот период человек еще не отделял себя от природы.
Но предположения остаются предположениями, а вопрос требует строгой и доказательной аргументации. Пока что ее нет. Поэтому оставим эту проблему тому, кто захочет расшифровать еще одну страницу истории человечества.
< Предыдущая |
---|