Говорят, голы на выдумки хитра. Что правда, то правда. Если слабый не может взять силой, он берет хитростью. Поэтому люди сочинили дополнительные варианты обмана злых духов.
В Прикарпатье, например, если в семье умирали дети, то родители продавали новорожденного через окно за одну крону такому человеку, у которого все дети достигли зрелого возраста. Купивший стоял во дворе с хлебом в руках и произносил формулу отречения: ни отец, ни мать не будут иметь никакого отношения к этому ребенку ни на этом ни на том свете! После этого он приносил ребенка в хату родителей, клал его на стол и говорил: «Расти, так как ты мой», а родителям: «Воспитайте его мне». С этого момента ребенок получал имя Продан, т. е. проданный.
Грузины, наоборот, покупали новорожденного. Правда, сейчас от обряда осталось немного: мать передает ребенка кому-нибудь на руки, а потом берет его обратно с такими приговорами, как будто ребенок покупается, и ему дают имя Наскид (купленный).
В последние десятилетия мы наблюдаем бурное развитие иммунологии. Иммунология представляет собой науку о специфических реакциях организма на внедрение чужеродных организму веществ и структур. Существует ресурс, где все иммунологи города помогут улучшить оборонительные функции организма, осуществить его диагностику или решить проблемы, возникающие вследствие нарушения иммунной системы.
У узбеков новорожденного отдавали какой-либо посторонней женщине, и она кормила младенца 5— б дней. Затем родители шли к ней с выкупом. Мальчику в этом случае давали имя Сатуб-алды (купил), а девочке Саткын (проданная). Имя девочки говорит о том, что обряд упростился, в древности имела место именно «продажа».
Обряды мнимой продажи известны у многих народов мира, но соответствующие имена сохранились далеко не у всех. У таджиков, например, сохранился ряд имен со значением «выменянный»: Бадал, Иваз, Алуши. Значит, был и соответствующий обряд.
Для наиболее настырных духов приходилось даже объявлять новорожденного умершим. Обряд мнимых похорон сохранился далеко не у всех народов. А имена, связанные с этим обрядом, вообще редкость. У арабов находим доисламское имя Ямут (мертвый).
Русская фамилия Мертваго (сравни Живаго), видимо, произошла от древнерусского языческого имени Мертвяк или Мертвый, Мертвец.
Все эти хитроумные способы избавить ребенка от чрезмерного внимания злых духов применялись в основном в тех семьях, где дети умирали один за другим. Но ведь и те родители, у которых дети не умирали, тоже не хотели, чтобы злые духи касались их детей. В таких случаях ребенку просто давали плохое имя, ибо то, что неприятно человеку, будет неприятно и духам.
Алтайцы верили, что владыка подземного царства Эрлик не пожелает обратить свое внимание на ребенка с таким дурным именем, как, например, Ит Кёдён (собачий зад) или Тенек (глупый) и т. д. В древней Руси употребляли для этого не менее ласковые имена: Негодяй, Дурак, Некрас, Олух, Дубина и т. д. У арабов до принятия ислама именами-оберегами были Алкама и Ханзема, обозначающие горькие растения пустыни, Аффан (вонючий, гнилой), Калаб (собака). Таджики нарекали именами: Партов (отброе), Хошок (солома), Пахол (прошлогодняя трава), Хокиро (дорожная пыль), осетины — Саукыдз (черная собака), буряты — Архинша (пьяница) и даже Баахан (кал), сербы — Гадич (отвратительный), Гнуса (гнусный), Грдиня (страшилище), Злоба и т. д., качинцы — Арк (помет), Кётен (половые органы), Иабал-ол (худой мальчик), туркмены — Ит-Алмаз (собака не возьмет).
Самый большой разряд имен—оберегов составляют названия животных, рыб, растений. Якуты часто называли мальчика Медвежонок; Волки были популярны у русских, сербов, румын, болгар и других народов, Собаки — у осетин, турок, татар, бурят, якутов, монголов, башкир и т. д. и т. п. Примеров можно привести тысячи. Первоначальный смысл такого имени-оберега прост: духи гоняются за новорожденными человечками, а натыкаются на животных, рыб, растения, которые для них не представляют никакого интереса. Недаром же у бурят в ходу были необычные имена: Самовар, Гусь и т. п.,— чтобы злые духи не догадались, что это ребенок.
Для науки важно уяснить, что было первично в обряде наречения детей такими именами. Как читатель помнит, оборонительная функция у личных имен возникла позже пожелательной. Поэтому возникает вопрос: какой смысл вкладывали наши далекие- далекие предки в наречение ребенка Волком, Медвежонком, Львом, Жуком? Пожелание передать какие-то ценимые в то время качества этого животного или просто стремление обмануть злых духов?
Д. К. Зеленин, материалы которого мы использовали при написании данной главы, считает, что, очевидно, первоначально выбирались не просто «худые имена», а имена животных, причем ребенок получал от животного, как от прежнего носителя данного имени, его свойства, в частности живучесть и здоровье; в этом смысле характерен отмеченный Р. Мааком у вилюйских якутов взаимный обмен имен между ребенком и собакой. Когда эта, более старая, идея забылась, в собачьих и вообще худых именах стали видеть только обман злых духов.
В принципе возможен и такой вариант, но для его доказательства материала явно недостаточно. Чтобы сделать более или менее обоснованные выводы, необходим тщательный анализ эволюции именников разных народов. Подбор фактов из антропонимии народов, стоящих на разных уровнях социально-экономического и культурного развития, такой возможности дать не может. С этими вопросами мы еще столкнемся в последующем изложении.
Знаете ли вы, что…
У индейцев племени квакутл существует обычай: если кто-нибудь берет в долг деньги, то оставляет в залог свое имя. до тех пор, пока долг не будет возвращен, человек остается без имени. Подзывают его или обращаются к нему движением руки или нечленораздельными окриками.
*
В Испании ХУIII века идальго (дворянин) имел право на шесть имен, гранд (с титулом «дон») — на двенадцать, а самые высокопоставленные — на неограниченное число имен.
Следующая > |
---|