В настоящем очерке речь идет о той, быть может, наиболее интересной части Западного Кавказа, где до последнего времени сохранились нетронутые человеком девственные леса, где дикие горные ущелья и безлюдные, затерянные в горах долины, по всем признакам, никогда не знали человеческих поселений и где, поэтому, природа еще во многом сохранила свой первобытный характер.
Эти замечательные места, манящие к себе каждого натуралиста, исследователя и любителя природы, расположены в высокогорном районе Западного Кавказа, между верховьями рек Большой Лабы и Белой, Мзымты и Головинки.
Западный Кавказ во многих отношениях отличается от Центрального, а тем более Восточного Кавказа, как по высоте своих горных вершин и хребтов, так и по климату — в особенности по количеству осадков, по составу и характеру растительности, по богатству животного мира и т. д.
Несмотря на то, что на Западном Кавказе горы не достигают такой высоты, как в Центральном и Восточном, этот весьма своеобразный, давно обративший на себя внимание крупнейших ученых, уголок Кавказа представляет собой типичную горную страну со скалистыми, труднодоступными горными хребтами -и вершинами, украшенными вечными снегами и ледниками, с многочисленными горными реками и водопадами, с живописными горными озерами.
Здесь еще сохранились такие затерянные в горах, словно отрезанные от всего мира, уголки, в которых редко когда бывает нога человека и где -до сих пор обитает множество диких животных. Чаще всего, это — верховья рек, берущих начало из ледников и снежников северных склонов Главного водораздела. Суровы и труднодоступны эти глухие места— раздолье для диких зверей.
Местами здесь можно увидеть во всем их величии нетронутые человеком дремучие леса и не нарушенные пастьбой скота обширные субальпийские луга, в которых скрывается всадник верхом на лошади, или альпийские лужайки, яркая красочная растительность которых едва превышает по высоте спичечную коробку.
Как таинственны и как привлекательны эти места, какое огромное впечатление производят они на зашедшего сюда натуралиста или просто любителя природы, какой богатый и интересный материал для наблюдения можно найти здесь на каждом шагу!
Влажный и мягкий климат Западного Кавказа способствует буйному развитию как лесной, так и горнолуговой растительности. Стоит только подняться на одну из его вершин или на какой-либо высокий хребет, чтобы увидеть вокруг себя безбрежное море лесов, покрывающих горы до высоты 1800— 2000 метров над уровнем моря. Дремучие леса Западного Кавказа по своему составу и характеру сильно отличаются от лесов Центрального и Восточного Кавказа.
В этих лесах произрастает свыше пятидесяти древесных пород, а под пологом их, в качестве подлеска встречается около восьмидесяти видов кустарников как листопадных, так и вечнозеленых.
Западный Кавказ является одним из центров, где до сих пор в большом количестве сохранились представители древней третичной флоры Кавказа — так называемые третичные реликты. Они существуют здесь со второй половины третичного периода, т. е. с тех времен, когда на земле еще не было человека. Эти древние растения широко распространены на Западном Кавказе не только к югу; но и к северу от Главного водораздела, в горных лесах Кубани.
На всем протяжении Главного Кавказского хребта, на его северных склонах, нигде больше не встречаются в таком количестве эти древние растения, как на Западном Кавказе и, в частности, в бассейнах рек Белой, Цице, Киши и их притоков.
Обилие на Западном Кавказе третичных реликтов не представляет собой случайного явления. Западный Кавказ принадлежит к числу тех немногих уголков земного шара, где мягкий и влажный климат с конца третичного периода и до настоящего времени сохранился без существенных изменений. Этот хорошо защищенный горами уголок Кавказа явился надежным убежищем для древней растительности и в ледниковый период. Здесь она смогла перенести то суровое время, когда русские равнины были покрыты льдами, а высокогорные области Кавказа одеты огромными ледниками, языки которых по долинам больших рек спускались далеко вниз.
К числу третичных реликтов относятся почти все лесообразующие древесные породы Западного Кавказа, как, например, пихта, ель, бук, самшит, тис, кавказская липа, хмелеграб и многие другие. Широко распространенные в ту геологическую эпоху в северной части древнего материка Ангариды, они появились на Кавказе еще в середине третичного периода, когда здесь господствовала теплолюбивая субтропическая флора, состоящая из пальм, магнолиевых, миртовых и других вечнозеленых растений.
Во второй половине третичного периода, в связи с постепенным изменением климата в сторону похолодания и большей сухости эти теплолюбивые растения вымерзли, оставив после себя лишь единичных представителей. Место их прочно заняли менее требовательные к теплу и влаге пришельцы, игравшие до того времени в составе лесов Кавказа второстепенную роль. Многие из них существуют здесь и поныне.
Среди третичных реликтов особенно интересны такие вечнозеленые кустарники, как понтийский рододендрон, лавровишня, падуб, из листопадных кустарников — кавказская черника, желтый рододендрон, или азалея понтийская, из лиан — колхидский плющ, павой, обвойник и др. Обилие их придает лесам Западного Кавказа совершенно своеобразный характер.
Горные леса Западного Кавказа, перевитые местами такими могучими лианами, как колхидский плющ, с густым подлеском из реликтовых вечнозеленых кустарников, с обилием древних третичных видов среди травянистых растений, произрастающих под пологом леса на лесных полянах, представляют собой весьма своеобразный неповторимый памятник кавказской природы, имеющий огромное значение для нашей отечественной и для мировой науки. Крупнейшие исследователи кавказской флоры считают, что Западный Кавказ, в той части его, где так богато представлена третичная флора, это — «неповторимый нигде в мире уголок природы с третичным реликтовым характером».
Некоторые из третичных реликтов в настоящее время произрастают лишь в строго определенных местах обитания — на известняках, в определенных типах леса, в особо благоприятных климатических и почвенных условиях. Они, по меткому определению ученых, «цепляются за эти места обитания, как за последние убежища».
В самом деле, даже при беглом знакомстве с лесами Западного Кавказа легко заметить, что такие обычные здесь вечнозеленые кустарники, как, например, лавровишня и понтийский рододендрон, растут далеко не везде или, лучше сказать, не где попало. Они превосходно чувствуют себя под пологом леса, в особенности на крутых склонах, и порой образуют здесь сплошные заросли, поднимающиеся высоко в горы, иногда чуть ли не до границы лесной растительности. В то же время эти кустарники избегают, казалось бы, более теплых, глубоких, но обычно безлесных речных долин в открытых пространств среднегорной полосы.
Это странное, на первый взгляд, явление легко объяснимо. В чаще леса лавровишня и понтийский рододендрон надежно защищены от сильных морозов и, главное, от резких колебаний температуры. Летом они укрыты здесь от прямых солнечных лучей и защищены от губительных для них сухих
горно-долинных ветров. Необходимая же для них высокая и равномерная влажность воздуха и почвы обеспечивается большим количеством осадков. Под пологом густых, еще не тронутых человеком, лесов они находят себе все условия для существования, это для них действительно последнее убежище.
Менее требовательные к влажности воздуха и не так чувствительные к морозам листопадные реликтовые кустарники — желтый рододендрон (или понтийская азалея) и кавказская черника хорошо растут на сравнительно сухих склонах под пологом светлых дубовых лесов. Что касается желтого рододендрона, то он прекрасно чувствует себя и на совершенно открытых местах как в долинах рек, так и довольно высоко в горах.
Флора Западного Кавказа интересна не только потому что здесь встречается большое количество реликтовых растений, но и в того, что здесь нашли себе место растения, совершенно различные по своему происхождению. Наряду со сравнительно теплолюбивыми растениями колхидской флоры, свойственными областям с мягким и влажным климатом Черноморское побережья Кавказа, здесь встречаются представители северной флоры, а также средиземноморские, переднеазиатские и другие виды растений.
В различные времена и различными путями пришли они на Кавказ.
Одни из них — пришельцы с севера, к числу которых относятся почти все наши лесные породы, — появились на Кавказе еще в середине третичного периода.
В то же примерно время появились здесь и пришельцы с юга, — переднеазиатские виды растений. Проникновение их сюда продолжается до настоящего времени.
Представители средиземноморской флоры пришли на Кавказ и расселились по его территории лишь в послеледниковое время четвертичного периода и т. д.
Мы уже упоминали о влажном и мягком климате Западного Кавказа. Что же понимать под этими словами?
Не будем говорить об узкой прибрежной полосе Черноморского побережья, где в иные годы совсем не бывает ни снега, ни морозов, в декабре цветут розы, а в январе — феврале в лесу уже полным-полно цветов. Это — узкая полоса так называемых влажных субтропиков, где в течение года выпадает от 1200 до 2000 и даже, как, например, в Батуми, до 2500 миллиметров осадков и где в открытом грунте растут мандарины, пальмы, камелии, олеандры и множество других теплолюбивых растений.
похожие материалы
< Предыдущая | Следующая > |
---|