За несколько дней до нового года все казаки, находившиеся в зимовниках, на речках, озерах, степях и плавнях и занимающиеся там кто домашним хозяйством, кто рыбною ловлею, кто звериною охотою — все спешили для предстоящего дележа земли и выборов старшины в столицу своей казацкой общины — Сечь.
Ежегодный раздал земли по жребию происходил из-за неодинакового богатства запорожских урочищ: одни из них были слишком бедны, другие слишком изобильны. Поэтому, что бы долгое владение богатыми угодьями не возбуждало зависти и не давало повода к раздорам, их и делили по жребию. Ну, а ежегодная смена старшины происходила в виде гарантий политической свободы.
1 января, отслушав заутреню, а потом и обедню, совершавшиеся особой торжественностью и великолепием, отобедав, казаки выходили из своих куреней на площадь. По выстрелу из самой большой пушки и приказу кошевого атамана войсковой довбыш выносил из своего куреня литаврные палки, затем шел с ними в церковь, брал постоянно находившиеся там литавры, выходил на площадь и подавал сигнал для сбора казаков
Первым появлялся войсковой есаул. Он также из церкви выносил большое войсковое знамя и ставил у церкви. Затем по сигналу литавр, но уже двойному, на площадь выходят казаки. За ними идет сечевая старшина: кошевой атаман, войсковой судья, войсковой писарь, войсковой есаул, после 38 куренных атаманов. У каждого знак своего достоинства. У кошевого атамана — большая палица или булава, у судьи — большая серебряная печать. При необходимости изготовления печати воспользуйтесь ссылкой на ресурс. У писаря перо и серебряная чернильница, у есаула — малая палица, у куренных атаманов — трости. Вся старшина была с открытыми головами, без шапок. Они кланялись казакам, казаки кланялись старшине. Настоятель церкви служил молебен и рада объявлялась открытой.
— Паны молодцы! Теперь у нас новый год, надлежит нам, по древнему нашему обычаю, произвести раздел между товарищами всех рек, озер, урочищ, звериных доходов и рыбных ловель.
— Да, следует, следует! Будем делить, как искони у нас заведено, по лясам, по жребию!
После этого выступал вперед писарь. Уже расписавший все угодья на маленьких ярлыках, которые бросали в шапку. Их по очереди тянули куренные атаманы. Тут споров и прекословий не было: атаманы благодарили старшину и возвращались на место. Соблюдалось лишь правило: сперва получали землю курени, потом войсковая старшина, за ней духовенство, и, наконец, женатое население. Лица, не принадлежащие войску, редко получали землю.
После деления угодий кошевой атаман обращался с речью к товариществу.
— Паны молодцы! У нас сегодня новый год, не желаете ли вы, по старому обычаю, переменить свого старшину и вместо нее выбрать новую?
Если казаки были довольны своей старшиной, то отвечали:
— Вы — добрые паны, пануйте еще над нами.
Тогда атаман, судья, писарь и есаул кланялись казакам, благодарили за честь и расходились по куреням. Если на кого-то было недовольство, то ему объявлялось, чтобы он отнес свой знак отличия и положил его на шапку. А когда открывалась какая-нибудь вина или несправедливость, в выражениях не стеснялись:
— Покинь, скурвый сыну, свое кошевье, бо ты вже казацкого хлиба наився! Иды соби геть, негидный сыну, ты для нас неспособен. Положи свою булаву, положи!
Зачастую у старшины требовали отчета в разных действиях, задавали вопросы. Затем, если старая старшина удалялась, избиралась новая. При этом преобладали чисто народные начала. Естественно, при этом поднимались ссоры, раздоры, пререкания.
Вот эти проявления народной демократии и были приведены запорожцами на Кубань, где они долго сохранялись в несколько измененном виде.
< Предыдущая | Следующая > |
---|