Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Сочинения А. С. Пушкин Мотивы ранней лирики А. С. Пушкина

Мотивы ранней лирики А. С. Пушкина

(2 голоса, среднее 5.00 из 5)

Мы любим шумные пиры,
Вино и радости мы любим,
И пышной вольности дары
Заботой светскою мы губим...
Я. Языков

Некрасов и Тургенев, Гончаров и Островский, Толстой и Достоевский писали свои произведения на языке Пуш­кина, б созданной этим языком системе национальных ценностей.

Гений Пушкина, как незримый дух, обнимает собой и осеняет нашу классику не только XIX, но и XX века.

«Пушкин — наше все, — сказал Аполлон Григорь­ев. — В Пушкине надолго, если не навсегда, завершился, обрисовавшись широким очерком, весь наш душевный процесс... Пушкин, везде соблюдавший меру, сам — жи­вая мера и гармония».

Красота, Добро и Правда в представлении Пушкина вечны, нити этого триединства в руках Творца. На земле они не представлены во всей полноте, их можно лишь почувствовать как сокровенную тайну в минуты поэти­ческих вдохновений. В стихотворении «Поэт» Пушкин отрекается от авторской гордыни, он говорит о том, что в повседневной жизни поэт не отличается от всех смерт­ных и грешных людей: он малодушно предается «забо­там суетного света», душа его порою «вкушает хладный сон», и «меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он». Всех удивляло в Пушкине отсутствие тщеславия и самомнения, его умение быть равным с лю­бым человеком, его русское простодушие. Пушкин не ки­чился своим талантом, ибо он видел в нем Божий дар, данный ему свыше. По отношению к этому дару Пуш­кин, как смертный человек, испытывал высокое, почти религиозное благоговение, и свой гений он не считал су­губо личным достоинством и заслугой:

Но лишь Божественный глагол
До слуха четкого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.

Круг юношеских знакомств Пушкина охватывает бук­вально все слои общества: он вращается в свете, посещает петербургские ресторации, блещет на великосветских ба­лах «огнем нежданных эпиграмм», становится завзятым театралом, «почетным гражданином кулис». В глазах ли­цейских друзей, уже членов тайного общества «Союз бла­годенствия», он предстает как человек легкомысленный и несерьезный. Лучший приятель И. И. Пущин отказывает­ся понимать, как Пушкин «может возиться с этим наро­дом». Но такая «неразборчивость» и широта охвата жиз­ни была необходима национальному поэту. Шло накопле­ние жизненных впечатлений, которое даст цвет и плод потом, в реалистическом романе «Евгений Онегин».

В юности определяются и политические симпатии Пуш­кина, обретающие в его творчестве полнозвучный и жи­вой поэтический голос. Авторитетом юного Пушкина был Петр Яковлевич Чаадаев, с которым он познакомился еще в лицейские годы: гусарский лолк, где служил Чаадаев, стоял в Царском Села, а встретились они впервые в доме Карамзина. Дружба Пушкина с Чаадаевым еще более ок­репла в петербургский период. Петр Яковлевич был на пять лет старше Пушкина и к моменту встречи с ним прошел суровую жизненную школу. Вместе с тем этот че­ловек был подвержен приступам глубокого сомнения в пер­спективах назревавших в России общественных перемен. Пушкинское послание «К Чаадаеву» проникнуто стремле­нием юного поэта воодушевить старшего друга, вывести его из состояния душевной депрессии:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Гражданские стихи Пушкина - живые, полнокров­ные, дышащие высоким поэтическим напряжением моло­дости, свежести рвущихся из груди поэта чувств. Эта невиданная до Пушкина полнота и гармоничность жиз­ненных ассоциаций, внутренних соотнесений и связей раз­личных стихий бытия — частной и исторической, ин­тимной и гражданской — и делает его лирику живой, полнокровной, свободной от холодной, отвлеченной ри­торики. В Пушкине впервые произошло органическое сли­яние поэта с гражданином, положившее начало мощной традиции отечественной гражданской лирики, которая получит продолжение и развитие в творчестве Некрасова и поэтов его школы.

Что же касается политической направленности этих стихов, то ее не следует преувеличивать, как это было в работах о Пушкине на протяжении многих десятилетий, Эти стихи направлены не против самодержавия, а про­тив самовластия. Пушкин никогда не подвергал сомне­нию монархические основы русской государственности, но резко выступал против любого отклонения от этих основ, как это и произошло в послании «К Чаадаеву», в оде «Вольность», в стихотворении «Деревня».

Оду «Вольность» Пушкин написал в конце 1817 года на квартире братьев Тургеневых, окна которой выходи­ли на Михайловский замок, где был убит Павел I,

Приди, сорви с меня венок, Разбей изнеженную лиру... Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок. Владыки! вам венец и трон Дает Закон - а не природа; Стоите выше вы народа, Но вечный выше вас Закон.

Революционное вероломство Пушкиным приравнено к тиранствующему самовластию. Он проводит скрытую па­раллель между казнью Людовика во время Великой фран­цузской революции и гибелью Павла I от рук наемных убийц во дворце, который виден поэту «грозно спящим средь тумана». Не оправдывая тирании Павла, Пушкин не приветствует способы избавления от нее:

О стыд! О ужас наших дней!
Как звери, вторглись янычары!..
Падут бесславные удары...
Погиб увенчанный злодей.

Пушкин вступает в литературное общество «Зеленая лампа», возникшее как продолжение старого «Арзама­са». Сохранив некоторые «арзамасские» традиции — ат­мосферу легкой шутки, свободу от всякой официальнос­ти, — оно было более политизированным: посвященные в дело декабристы считали «Зеленую лампу» негласным филиалом «Союзаблагоденствия».

Летом 1819 года Пушкин навестил родовую усадьбу Михайловское.

Итогом этого события явилось стихотворение «Дерев­ня». Оно очень динамично: движутся чувства поэта, из­меняясь у нас на глазах, движутся, как в панораме, кар­тины деревенской жизни. Стихотворение открывается рез­ким противопоставлением суетного и порочного мира столичной жизни с роскошными пирами, забавами и за­блуждениями миру русской деревни с шумом дубрав, с тишиной полей, с «вольной праздностью — подругой раз­мышлений».

Юношеская вольность и свобода нашли полнокровное художественное воплощение в последнем произведении пе­тербургского периода - в поэме «Руслан и Людмила». С удивительной легкостью и свободой Пушкин преодолевает барьеры между своим и чужим, прошлым и настоящим, высоким и низким. Теплый, все принимающий юмор Пуш­кина сглаживает в повествовании острые углы, узаконива­ет неожиданные и дерзкие переходы от серьезного к смеш­ному, от исторического к частному, от западноевропейско­го к русскому. Поэма Пушкина артистична и театральна.

Но чем звучнее становился юношеский голос Пушки­на, тем мрачнее были тучи, сгущавшиеся над его головой. Как водится, нашлись завистники и недоброжелате­ли, которые нашептывали в уши государя о шалостях Пушкина, о его обидных эпиграммах, в одной из кото­рых император величался «кочующим деспотом». Обид­чивый и мнительный Александр не выдержал и заявил, что с Пушкиным надо кончать, что он «наводнил» всю Россию «возмутительными стихами». Только усиленные хлопоты влиятельных друзей спасли Пушкина от наме­рения государя сослать дерзкого поэта в Сибирь или упечь его в Соловецкую тюрьму. 6 мая 1820 года он выехал из Петербурга на юг с назначением на службу в канцелярию генерал-лейтенанта И. И. Инзова. Это была фактически первая политическая ссылка эпохи царствования Алек­сандра I.

Пушкин оставил Петербург в сложный период своей жизни, связанный не только с невыносимыми обидами, которые ему пришлось пережить: вместе с этими обида­ми наступал естественный возрастной перелом — кризис перехода от юности к молодости, сопровождающийся му­чительными поисками самоопределения, становлением личности. ?Оность с ее восторженным и доверчивым при­нятием самых разнообразных впечатлений уходила в про­шлое. И тут на помощь Пушкину пришел романтизм, устремления которого органически совпадали с внутрен­ними потребностями поэта. Наступает этап увлечения поэзией Байрона. Пушкин изучает английский язык, что­бы читать его произведения в подлиннике.

Пушкин написал элегию «Погасло дневное светило...», открывающую романтический период его творчества в годы южной ссылки. Главный мотив элегии — прощание с Петербургом, с отрочеством и юностью; элегия испол­нена тоски и печали. Поэт устремляется к отдаленным берегам полуденной земли, упоенный воспоминаниями об оставленном, о былом:

 

И чувствую: в очах родились слезы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

 

И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило, Желаний и надежд томительный обман...

Хотя петербургская жизнь и напоила его горькой от­равой обид и «низких истин», она не смогла убить в душе поэта ни «возвышающий обман» первой любви, ни радость творческих вдохновений, ни сердечное тепло дру­жеских уз. Разрыв с прошлым у Пушкина не лишен со­жалений, а в будущем он хотел бы воскресить все доброе, что оставил за собой. Обетованная земля, отдаленный берег, который грезится поэту сквозь дымку вечернего тумана, обещают вернуть утраченную надежду, веру и любовь. Потому и торопит он бег корабля, и вверяется доверчиво прихоти волнующегося под ним океана.

После Пушкин принимается за работу над поэмой «Кав­казский пленник», которую Д. Д. Благой не без основа­ния считает элегией, развернутой в лироэпическую по­весть. Личный, лирический мотив звучит уже в «Посвя­щении Н. Н. Раевскому», которое открывает поэму:

Я рано скорбь узнал, постигнут был гоненъем;
Я жертва клеветы и мстительных невежд...

Но и в главном герое поэмы, кавказском пленнике, есть многое, идущее от пушкинской судьбы и пушкин­ского сердца:

Людей и свет изведал он
И знал неверной жизни цену.
В сердцах людей нашел измену,
В мечтах любви безумный сон...

В следующей поэме «Бахчисарайский фонтан* Пушкин использовал крымские впечатления — местную легенду о безответной любви хана Гирея к плененной им польской княжне Марии. Особенно удачной в поэме оказалась клю­чевая сцена диалога ханской возлюбленной Заремы с Марией. Здесь Пушкин проницательно столкнул нравы мусульманского Востока с нравами христианского Запада. Для Заремы любовь — это чувственная страсть со всеми земными ее атрибутами: физической красотой, внешней привлекательностью, знойной чувственностью. Всеми этими качествами наделена Зарема и совершенно обделена Мария, поэтому возлюбленная хана понять не может, чем Мария смогла прельстить Гирея:

Но ты любить, как я, не можешь;
Зачем же хладной красотой
Ты сердце слабое тревожишь?

Но оказывается, что чувственные чары далеко не ис­черпывают смысла любви. В Марии есть то, чего совер­шенно лишена Зарема, — высокая и одухотворенная куль­тура человеческих чувств. Пушкин прямо указывает на ее христианский источник:

Там день и ночь горит лампада
Пред ликом Девы Пресвятой...
И между тем как все вокруг
В безумной неге утопает,
Святыню строгую скрывает
Спасенный чудом уголок.
Там сердце, жертва заблуждений,
Среди порочных упоений
Бранит один святой залог,
Одно божественное чувство...

«Всемирная отзывчивость» Пушкина проявилась в умении достоверно передавать быт и нравы, образ мысли человека мусульманской культуры.

Ранняя лирика Пушкина многозвучна и красочна, раз­нообразна по тематике и жанрам. Юное перо стремитель­ным росчерком рисовало прелестные картины жизни, соз­давало необычайно яркие образы. Современники были в восторге от сладкозвучной лиры юного гения.

В статьях о творчестве Пушкина В. Г. Белинский пи­сал: «Можно сказать без преувеличения, что Россия боль­ше прожила и дальше шагнула от 1812 года до настоящей минуты, нежели от царствования Петра до 1812 года. В двадцатых годах текущего столетия русская литерату­ра от подражательности устремилась к самобытности: явился Пушкин».

«Он при самом начале своем уже был национален, — говорил Гоголь. — Все уравновешено, сжато, сосредото­чено, как в русском человеке, который не многоглаголив на передачу ощущения, но хранит и совокупляет его долго в себе, так что от этого долговременного ношения оно имеет уже силу взрыва, если выступит наружу».

Искусство Пушкина - это искусство поэтических фор­мул, сжатых и емких художественных обобщений обще­национального масштаба и значимости. Поэтом мобили­зуются все возможности русского языка, вся заключен­ная в нем образная энергия. По замечанию Ю. Н. Тыня­нова, «слово стало заменять у Пушкина своею ассоциа­тивною силою развитое и длинное описание». И такое стало возможным у Пушкина потому, что он обладал необыкновенной чувствительностью к самому духу наци­онального языка, открывая его глубокие исторические корни, прочищая дорогу к скрытым в его недрах драго­ценным рудам. Уже в ранней лирике Пушкина мы на­блюдаем его бережное отношение к слову, к поэтическо­му строю речи, к изображению действительности во всем ее многообразии. С юных лет рукой гения водило прови­дение, мастерство его в легкости и изяществе слога — это не только труд, но и дар небес.


 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика

Пример HTML-страницы