Главная Сочинения А. Н. Островский Отражение жестокости жизни в драме А. Н. Островского "Бесприданница"

Авторизация



Яндекс.Метрика
Отражение жестокости жизни в драме А. Н. Островского "Бесприданница"
(2 голоса, среднее 5.00 из 5)
Автор: Лучшие экзаменационные сочинения: 400 золотых страниц.   

«Шире дорогу! Правда по сцене идет. Любим Торцов -правда! Это — конец сценическим пейзажам, конец Ку­кольнику: воплощенная правда выступила на сцену».

Такие слова подслушал на первом представлении коме­дии «Бедность не порок» в Малом театре в 1854 году и рассказал о них в своих воспоминаниях друг Островского актер и литератор Иван Федорович Горбунов. Произнес их "постоянный театральный посетитель и знаток", учи­тель русской словесности.

Любим Торцов — простой купец, к тому же обеднев­ший и опустившийся, но сохранивший доброту, ум, же­лание помочь хорошим людям и умеющий это сделать. Именно он заставил раскаяться своего богатого брата, решившего было ради переезда в Москву, где намеревал­ся -«всякую моду подражать», выдать дочку замуж за злого старика-вдовца.

Людей, подобных Любиму Торцову, зрители видели в жизни немало, но никогда не думали, что о таком герое можно написать пьесу. Вот почему его появление на сце­не и дало надежду, что с театральных подмостков исчез­нут выдуманные, ни на каких настоящих крестьян и во­обще на простых людей (ни русских, ни французских) не похожие «пейзане». Важно и то, что о спектакле судит не просвещенный дворянин, от мнения которого до не­давних пор зависели успех или неудача любого спектак­ля, а интеллигент-разночинец, учитель.

Молодой тогда Александр Островский и обращался к этому новому зрителю, выводя на сцену героев, с которы­ми был хорошо знаком по собственному жизненному опы­ту. Он слушал их речь, представлял, как они могут про­износить ту или иную реплику — с каким выражением лица, какой жест при этом сделают. И он знал, какой актер сможет перевоплотиться в его героя.

В последних произведениях Островского в центре событии все чаще оказывается женщина. Писатель словно разочарован в нравственных достоинствах деятельного героя, «делового человека», интересы и жизненные силы которого слишком часто полностью поглощает борьба за материальный успех.

Женщина в эпоху Островского гораздо более мужчи­ны замкнута в домашнем кругу. Замужество для нее — единственный способ обеспечить свое будущее и занять прочное положение в жизни. «Невеста» — это почти про­фессия, жизненная обязанность девушки. Одна из ран­них пьес Островского так и называлась «Бедная невес­та» . В конце своего творческого пути он написал драму «Богатые невесты».

Но самая прославленная пьеса Островского о судьбе, как тогда выражались, «девушки на выданье» — «Бес­приданница», написанная в 1878 году.

Лариса в «Бесприданнице» - натура богато одарен­ная, талантливая, артистичная. Она стихийно стремит­ся к правде, нравственной чистоте. Все это высоко под­нимает героиню пьесы над окружающими. Но и над ней имеют власть представления о жизненных ценностях, свой­ственные ее кругу, — кругу разоряющихся дворян, уме­ющих лишь со вкусом проживать деньги, и богатых «ци­вилизованных» купцов, охотно принимающих в этом не­бескорыстное участие. Лариса становится невестой бед­ного, но честолюбивого чиновника Карандышева. Он влюблен в Ларису и вместе в тем стремится через брак с известной в городе красавицей стать своим в здешнем высшем обществе. Руку Ларисы Карандышев получает лишь потому, что в недавнем прошлом она пережила страстное увлечение блестящим барином и судовладель­цем Паратовым, который настойчиво ухаживал за Лари­сой, «женихов всех отбил» и затем внезапно уехал из города, так и не сделав предложения. Неожиданное воз­вращение Паратова приводит девушку в смятение — она по-прежнему любит его. Лариса просит Карандышева поскорее обвенчаться и увезти ее в деревню. Но тот, желая потешить свое самолюбие, настаивает на пышной свадьбе.

Между тем вокруг Ларисы словно закидает торг пре­тендентов. Но что они предлагают ей? Карандышев — положение честной замужней женщины и унылое суще­ствование. Богатые купцы — молодой холостяк Вожева­тов, не желающий, однако, жениться набессприданнице, и дочтенный отец семейства Кнуров — хотели бы пре­вратить Ларису в свою содержанку. Паратов, уже соби­раясь жениться на богатой невесте (о чем пока не дога­дывается Лариса), просто хочет с шиком провести послед­ние дни холостяцкой свободы.

Торг за Ларису охватывает всех мужчин — героев пье­сы. И Паратов здесь не только не исключение, но и са­мый жестокий, бесчестный участник этого торга. Его счи­тают широкой натурой, бесшабашным храбрецом. Лари­са восторженно рассказывает Карандышеву о том, как Паратов бестрепетно стрелял в монету, которую она дер­жала. На что тот вполне резонно замечает: «Сердца нет, оттого он так и смел».

В первой же сцене с Паратовым зритель слышит его признание: «Что такое «жалость», этого я не знаю. У меня... ничего заветного нет; найду выгоду, так все про­дам, что угодно». И непосредственно вслед за этим стано­вится известно, что продает Паратов не только пароход, но и себя самого — невесте с золотыми приисками. Ра­зоблачает Паратова и сцена на обеде в доме Карандыше-ва. Дешевая, но с претензиями на богатство отделка квар­тиры и попытка бедного жениха Ларисы устроить рос­кошный обед — не что иное, как карикатура на стиль и образ жизни самого Паратова. И вся разница оказывает­ся в суммах, которые каждый из героев может на это потратить.

Увлеченная пылкими любовными речами Паратова, Лариса жертвует своим добрым именем: из дома торже­ствующего, но изрядно опьяневшего жениха она уезжает с гостями за Волгу, на ночной пикник. По возвращении в город она узнает, что Паратов не намерен на ней же­ниться. Двое других поклонников решают, кому доста­нется Лариса, бросая монету. Выигравший Кнуров пред­лагает ей стать его содержанкой.

Оскорбленная Лариса хочет покончить с собой, бро­сившись с обрыва в Волгу, но страх смерти побеждает, и она решает «стать очень дорогой вещью». Отталкивая Карандышева, предъявляющего на нее свои права жени­ха и защитника чести, она посылает его за Кнуровым. Доведенный ее пренебрежением до потери рассудка Ка-рандышев стреляет в невесту. Смертельно раненная Ла­риса благодарит Карандышева и говорит сбежавшимся на выстрел: «Никто не виноват, никто... Это я сама...». Она умирает, прощая всех, под громкое пение цыганско­го хора за сценой. Но чем больше мягкости и всепроще­ния в словах умирающей героини, тем больше зрители и читатели осуждают тех, кто довел ее до гибели.

В последние десятилетия жизни Островский создает своего рода художественный памятник отечественному театру. В 1872 году он написал стихотворную комедию «Комик XVII столетия» о рождении первого русского те­атра при дворе царя Алексея Михайловича, отца Петра I. Но гораздо более известны пьесы Островского о современ­ном ему театре - «Таланты и поклонники» (1881) и «Без вины виноватые» (1883). Здесь он показал, как за­манчива и трудна жизнь актрисы. В ее судьбе сочета­ются отказ от личного счастья — и восторг творческой удачи, борьба за уважение к себе — и поклонение зрите­лей, бедность — и шумный успех. В этих пьесах Остров­ский рисует театральную жизнь и судьбу актеров трезво, без прикрас: с борьбой самолюбий, мелкими закулисны­ми интригами и обидами, с нуждой и зависимостью от богатых поклонников. Но надо всем этим все равно воз­вышается великое и благородное искусство театра. В ка­ком-то смысле можно сказать, что Островский любил те­атр так же, как он любил Россию: не закрывая глаза на плохое и не выпуская из виду самое дорогое и важное. Проработав для русской сцены без малого сорок лет, Островский создал целый репертуар — около пятидесяти пьес. «Исписал всю русскую жизнь» — от доисторичес­ких, сказочных времен и событий прошлого до злобод­невной действительности. Произведения Островского и в в начале XXI века остаются на сцене. Его драмы часто звучат столь современно, что заставляют гневаться тех, кто узнает на сцене себя. И через полтораста лет мы видим рядом героев его пьес.

«Зачем лгут, что Островский «устарел», - писал в начале прошлого столетия театральный критик А. Р. Ку-гель. - Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, — мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет все нового и усложненного, Ост­ровский прекрасен, как освежающий родник, из которо­го напьешься, из которого умоешься, у которого отдох­нешь — и вновь пустишься в дорогу».


 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить