Главная Сочинения В. В. Маяковский В чем смысл бунта лирического героя поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах»?

Авторизация



Яндекс.Метрика

Посетители

Сейчас 61 гостей онлайн

Статистика

Пользователи : 47
Статьи : 1221
Просмотры материалов : 4491493
В чем смысл бунта лирического героя поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах»?
(0 голоса, среднее 0 из 5)
Автор: Василенко М.Н.   

Поэма «Облако в штанах» - была написана в 1914 – 1915 годах, это одно из ранних произведений Маяковского.

Первое, что бросается в глаза, - необычность названия. Что это такое – облако в штанах, и почему Маяковский выбирает именно такое странное название? В одном из своих выступлений Маяковский говорил: «Облако в штанах» сначала называлась «Тринадцатый апостол». Когда я пришел с этим произведением в цензуру, то меня спросили: «Что вы, на каторгу захотели?» я сказал, что ни в коем случае, что это меня не устраивает. Тогда вычеркнули шесть страниц, в том числе и заглавие. Меня спросили: «Как вы можете соединить лирику и большую грубость?». Тогда я сказал: «Хорошо, если хотите, буду как бешеный, хотите – буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах».

По своему содержанию эта поэма стала манифестом поэта в условиях крушения старого мира. Маяковский не принимает современный мир и провозглашает: «Долой вашу любовь», «Долой ваше искусство», «Долой ваш строй», «Долой вашу религию» - четыре крика четырех частей.

Будет любовь или нет?

Какая –

Большая или крошечная?

Действительно, в этой главе, эмоционально насыщенной, Маяковский пишет о любви. Вся глава – это не трактат о любви, а переживания поэта, как бы выплеснутые наружу. В этой главе нет рассуждений, присутствуют только эмоции. Отвергнутая любовь приводит поэта к отрицанию любви вообще. Отсюда возникает первое противоречие лирики и грубости. Грубость – это реакция влюбленного поэта на отвержение его чувств.

Из всех видов искусств Маяковский обращается только к поэзии. И это естественно, потому что поэзия ему ближе всего. Маяковский полагает, что поэзия слишком оторвалась от реальной жизни и от реального языка, на котором говорит народ.

Разумеется, если народу достаточно нескольких десятков слов для общения, то поэтам трудно найти общий язык с массой. Ведь поэтические образы требуют богатого языкового материала.

Обращаясь к темам, близким народу, Маяковский вводит в поэзию такие формы, которые близки и понятны ему. Для него важна душа народа, а не его внешний облик:

Плевать, что нет

у Гомеров и Овидиев

людей, как мы,

от копоти в оспе.

Я знаю –

солнце померкло б, увидев

наших душ золотые россыпи.

Грубость – это внешнее проявление жизни, лирика – внутреннее, сокровенное.

В третьей главе, Маяковского интересует общественная роль:

Как вы смеете называться поэтом

и, серенький, чирикать, как перепел.

Маяковский заявляет о своем разрыве с поэтами и обращается к политике:

От вас,

которые влюбленностью мокли,

от которых

в столетие слеза лилась,

уйду я,

солнце моноклем

вставлю в широко растопыренный глаз

По всей главе проходит тема крушения старого мира. В революции видит Маяковский способ покончить с этим ненавистным строем.

Революция должна принести не только социальное освобождение, но и нравственное очищение. Размышляя об этом, Маяковский неизбежно обращается к религии и разочаровывается в ее нравственной силе.

Маяковский как бы смешивает все четыре темы: образ самого Маяковского, нового апостола, проповедника новых идей и нравственности.

Поэма «Облако в штанах» - это значительное, программное произведение Маяковского. Она ставит и решает вопросы о художественной форме, о роли поэзии и поэта в жизни общества. Поэт обращается здесь к нравственным и социальным проблемам, пытается найти смысл любви и, что самое главное, ищет ту духовную силу, которая могла бы прийти на смену исчерпавшей себя, по его мнению, религии.

Заслугой поэта является то, что, провозглашая четыре «долой», он не ограничивается только отрицанием, а пытается найти какие-то пути решения этих вопросов.

 


 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 

Новости школы