Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Сочинения М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Размышления о романе

«Мастер и Маргарита». Размышления о романе

(3 голоса, среднее 5.00 из 5)

Мир Гоголя, Гофмана, мистицизм Достоевского на страницах «Мастера и Маргариты» поняты Булгаковым по-своему Фантастические образы, преображенные булгаковским характером, утратили черты романтической мистики, стали горькими и веселыми, почти бытовыми. Музыка классической русской прозы возникает как лирический знак трагизма, когда течение романа устремляется к последнему пределу: «Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает. Это знает уставший. И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, он отдается с легким сердцем в руки смерти, зная, что только она одна успокоит его».

В этой книге царят счастливая свобода творческой фантазии и строгая архитектура замысла. Там правит великий бал Сатана, и вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом суетятся, приспосабливаются, любят вполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы. Смех и печаль, боль и радость перемешаны там воедино, как в жизни. «Мастер и Маргарита» — традиционное для русской литературы произведение. Это роман о любви и о смысле жизни, о бесчеловечности зла и порыве к свету и добру. движение событий в романе совершается в течение четырех дней, что позволяет сюжету стремительно развиваться во времени.

Романы в «Мастере...» вложены один в другой по принципу русской матрешки. Мастер, главный герой книги, создает роман о Христе, необыкновенно выразительный и осязаемый. Иногда возникает эффект присутствия. Этот «роман в романе» фокусирует в себе глобальные этические противоречия и проблемы. Булгакову очевидно, что человек исторически не меняется. Меняются эпохи, и он проходит сквозь них. Современников Мастера волнуют те же проблемы, что и сограждан Понтия Пилата. И те же нравственные задачи им приходится решать.

В конце романа Москва как бы накладывается на Ершалаим. Происходит совмещение и становится понятно, что нет. никакого «романа в романе», что повествование цельно и подчинено единому сюжетному замыслу. Основным героем романа является не Воланд, н Иешуа, не Понтий Пилат. Любовь — вот что создает в книге неповторимую ауру очарования. Любовь романтическая, любовь земная, поэтическая — она та сила, которая движет событиями романа. Ради нее все совершается и все происходит. Она самодостаточна. Перед нею снимают шляпы Воланд и его свита, на нее из своего мира смотрит Иешуа. Любовь с первого взгляда, трагическая и вечная, ее получили в качестве дара герои книги, и она помогает им выжить и победить.

«Рукописи не горят», — произносит Воланд. Булгаков пытался сжечь свою рукопись, но это не принесло облегчения. Роман продолжал жить. Мастер помнил свое творение наизусть, и рукопись была восстановлена. А четверть века спустя после смерти Михаила Афанасьевича роман «Мастер и Маргарита» пришел к своему читателю. Любовь победила снова, и теперь уже навсегда.


 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика

Пример HTML-страницы