Наверное, эти слова могли бы стать своеобразным Девизом двенадцати. Теперь они — власть, над ними нет закона, и они могут делать абсолютно все, что захотят: "Эх, эх, без креста!" Эти люди — творцы революции. Но порой они мстят за личные обиды. Например, они пытаются убить Ваньку за то, что он стал гулять с Катькой. В результате Ванька остается жив, а Катька погибает. Революционеры спокойно отнеслись к ее смерти, только Петька — Катькин убийца тяжело переживает случившееся. Но товарищи говорят ему:
— Не такое нынче время,
Чтобы нянчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!
Таким образом, по мнению революционеров, на фоне насилия и многочисленных смертей, не следует обращать внимания на смерть отдельного человека, — "не такое нынче время!".
В конце поэмы появляется образ Христа:
... Так идут державным шагом
Позади — голодный пес,
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Иисус Христос.
Многие критики, например Гумилев, не приняли образа Христа. Некоторые из них считали, что Блок поставил Иисуса во главе своих революционеров. Но это не так. Двенадцать человек — вовсе не апостолы, а преследователи Христа, и цель их — убить Иисуса:
Все равно тебя добуду,
Лучше сдайся мне живьем!
Эй, товарищ, будет худо,
Выходи, стрелять начнем!
По-разному восприняли эту поэму современники Блока. Бунин сказал: "Блок задумал воспроизвести народный язык, а получилось нечто вульгарное". Маяковский тоже невысоко оценил эту поэму, по его мнению, "в своей знаменитой поэме "Двенадцать" Блок надорвался".
Я считаю, что в поэме "Двенадцать" Блоку удалось показать революцию именно такой, какой она была на самом деле, не приукрашивая ее. Однако, видя, что несет с собой эта революция, осознавая, что революционеры — преступники и убийцы, Блок все же остался верен ее идеям. По моему мнению, любая революция — это прежде всего отрицательная энергия, накопившаяся в людях за много лет, злоба, вырвавшаяся на свободу. Революцию можно сравнить с лавиной, сорвавшейся с горы: она так же не поддается управлению, круша и разрушая все на своем пути — и хорошее, и плохое, не оставляя камня на камне после себя. Революция — это кровь, насилие, страх, зло. А зло всегда порождает только зло. Поэтому революция не может быть спасительной.
< Предыдущая | Следующая > |
---|