Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная журнал Самообразование Русские потребительные общества. - 2 стр

Русские потребительные общества. - 2 стр

(5 голоса, среднее 5.00 из 5)

 

На 1 января 1901 года действовало в России 577 обществ. Большинство их — общества молодые, существующие менее 10 лет; только около 30 обществ насчитывают 20 и боле лет своего существования - Старейшим является общество Кыновского завода Пермской г.. устав которого утвержден в 1866 году.

Из действующих обществ 154 прислали в комиссию подробные отчеты о своих операциях за 1899 год. Из этих отчетов видно, что в 154 наших обществах 55498 членов и 20617 годовых подписчиков (постоянных покупателей, получающих дивиденд на заборе, но не имеющих паев и не пользующихся правами членов).

Паевой капитал равен 2466197 руб. и запасный 555520 руб. Все общества продали в течение года товаров на 16623458 руб. и получили чистой прибыли 810663 руб. Недвижимое имущество обществ оценивается в 356734 руб.

Если рассматривать по отдельным обществам, то мы увидим и такие, где оборот всего 1500—3000 руб.; 30—50 человек и паевого капитала 1000—1500 руб., но есть и колоссы, как Экономическое общество офицеров гвардейского корпуса, имеющее 5536 членов и 2599 годовых подписчиков; оборот его за 1899 год равнялся 2768076 руб., чистая прибыль 123010 руб.; паевой капитал общества 567147 руб.; одних служащих в обществ 380 человек.

Прибыль в обществах распределяется на паи членам и на заборе покупателям, членам и не членам. По отношению к паевому капиталу дивиденд на паи составляет 6,3%, а на эабор всего 2%.

Торгуют общества самыми разнообразными товарами; наиболее ходовые — это чай, сахар, мука, соль, бакалейные товары и мануфактура. Продают или по заготовительным ценам с надбавкой известного процента или по средним местным рыночным ценам.

Как известно, первый способ продажи не согласуется с одним из принципов рочдельской системы— продавать по умеренным рыночным ценам. Вспомним, что придерживаться рочдельской системы — значит вести общество по твердой дорог. Тем боле, что осуществление этого принципа не должно бы представить затруднений на практике. Другое дело — обойтись без продажи в кредит.

Русские слишком еще бедны для этого, и нашим обществам приходится сильно торговать в кредит. Если гарантии кредита надежны, то это не мешает правильному функционированию общества, лишь операции несколько усложняются. Кроме того, лучше бедняку продавать в кредит из общественной лавки, чем допускать его кредитоваться у мелких лавочников.

Нельзя не отметить, что и в наших потребительных обществах появляются производительные отделения, преимущественно хлебопекарни. Но развитие производительных отделений так слабо, что они имеют, в общей массе потребительных обществ, мало значения и интересны, как симпатичное начинание.

Немногие общества откликаются и на требования жизни, стоящие далеко от торговли. Так попадаются такие общества, которые отчисляют из своей чистой прибыли некоторую, правда малую, долю на пособия школам, на покупку волшебных фонарей, на библиотеки, на помощь своим членам и т. д. Подобное назначение части чистой прибыли расширяет сферу действия потребительных обществ и, как всякое благое дело, способно лишь привлечь к ним симпатии населения.

Весьма интересным является вопрос о том, среди какого населения более распространены потребительные общества,—кто заменяет самопомощью услуги торговцев.

Все существующие потребительные общества можно разбить на следующие группы: сельские, городские со смешанным составом, общества при различных государственных или частных общественных учреждениях (общества офицеров, железнодорожников, служащих в банках и т. д.), наконец, фабрично-заводские общества.

Приводимые в дальнейшем числа не обладают абсолютным значением в силу отсутствия точных сведений о всех потребительных обществах, но все-таки эти числа достаточны для того, чтобы обрисовать характер движения.

Если считать вообще все население России, то одно потребительное общество придется приблизительно на 225 тыс. жителей — цифра страшно громадная. Еще много труда надо положить нашим деятелям, чтобы достичь уровня Западной Европы.

Если же принимать во внимание городское и фабрично-заводское население с одной стороны (включая и железнодорожных рабочих), а с другой — чисто сельское, то мы увидим, что перевес будет на первой стороне. Сельских жителей во много раз больше, нежели городских и рабочих, а число сельских потребительных обществ весьма незначительно. Если мы положим, что сельских обществ 130 (число это получим, потребительным выбирая из общего списка те, которые находятся в селах), то мы во всяком случае дадим число их не меньшее, а вернее большее действительного, но и тогда на одно общество придется больше 750 тыс. жителей. сельских.

А между тем развитие потребительных обществ в деревнях крайне желательно; деревенские торговцы меньше городских подвергаются закону конкуренции и потому берут со своих покупателей значительно больший процент, чем городские.

Существующие ныне деревенские общества или ведутся при помощи какого-нибудь интеллигентного лица, которое, обыкновенно, и мысль об обществе подает и в жизнь ее проводит, или же, соединяя наиболее зажиточную часть деревни,—деревенскую буржуазию, оставляют в стороне от дела всю массу рядового крестьянства.

Таким образом пока еще крестьянство в массе можно считать нетронутым идеей самопомощи посредством потребительных обществ. На это влияют слабое развитие грамотности, общая бедность нашего крестьянства, постоянная его задолженность и правительству и частным лицам и, наконец, сохранившееся кое-где остатки натурального хозяйства.

Но не нужно падать духом. Так начинались потребительные общества везде — за границей, и у нас в городах, и при фабриках. Привыкнув к новому делу, население само активно вступит в работу—и тогда потребительное общество явится, быть может, той ячейкой, около которой кристаллизуется новая деревенская жизнь с светлыми идеалами.

Вот какую яркую картину развития деревенских потребительных обществ рисует наш известный знаток этого дела — И. О з е р о в: «Когда Россия покроется сетью потребительных обществ, разбросанных по нашим селам, деревням и городам, когда образуется связь между нами, организуется нечто вроде Английского общества оптовых закупок, тогда эти же потребительные общества явятся не только продавцами, но и покупщиками у крестьянского люда тех предметов, которые он несет на рынок; они явятся прекрасным регулятором спроса и предложения в разных углах России: в черноземных губерниях есть у крестьян избытки хлеба — местные потребительные общества будут закупать его и пересылать в общества нечерноземныхъ губ., из которых они, в свою очередь, будутъ получать кустарные и промышленные изделия. 0тдельные общества сделаются поставщиками друг для друга всевозможных местных продуктов».

Г. Озеров надеется, что деревенские потребительные общества принесут крестьянам неисчислимые выгоды.

Так, если они возьмут в свои руки одну хлебную торговлю, то те 100 милл. руб. в год, которые остаются теперь в руках хлебных торговцев перекупщиков,— останутся у производителей крестьян.

Но пока о развитии деревенских обществ приходится еще мечтать,—общества городские и фабрично—заводские прекрасно работают

Карта потребительных обществ в Европейской России на 1 января 1901 г

Кредитная карта онлайн

Путь первоначального образования — самый трудный путь — ими уже пройден; накопился тот опыт, который необходим, как базис для развития дела.

Из прилагаемой карты потребительных обществ Европейской России видно, как распределены у нас наши общества. Наибольшее число их приходится на губернии Пермскую (77), Петербургскую (24), Владимирскую (20), Московскую (19), Екатеринославскую (18) — все местности с резко выраженным промышленным характером. Местности чисто земледельческие имеют мало потребительных обществ, да и имеющиеся расположены в большинстве в городах. Исключение составляет Курляндская губ., где число сельских потребительных обществ сравнительно велико.

На Сибирь и на Среднюю Азию попадает 9 обществ.




Обновлено 06.11.2014 10:02  
Яндекс.Метрика