Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Сочинения И. С. Тургенев Моё прочтение "Стихотворений в прозе" И. С. Тургенева

Моё прочтение "Стихотворений в прозе" И. С. Тургенева

(1 голос, среднее 5.00 из 5)

Мы тождественны; в каждом из нас
горит и светится тот же трепетный
огонек.
И. С.  Тургенев

Творчество И. С. Тургенева - это мир, до сих пор неизведанный. Многие пытались исследовать Тургенева, но нет еще ни одного, кто бы твердо и уверенно мог сказать: «Я знаю все его творчество, знаю каждую строч­ку его произведений, могу точно сказать вам, что значит то или иное слово». Да это и понятно! Просто невозмож­но проанализировать творчество Тургенева полностью, даже если посвятить этому всю жизнь.

Поэтому и я не буду рассматривать все творчество в целом, а исследую только часть его - «Стихотворения в прозе»...

В последние годы жизни И. С. Тургенев создает цикл «Стихотворений в прозе», который он пишет с 1877 года. В печати стихотворения появляются в 1882 году в две­надцатом номере « Вестника Европы »...

Вообще эти произведения для печати не предназнача­лись, слишком уж интимны были переживания в некото­рых из них. Однако Стасюлевичу, близкому другу Турге­нева и редактору журнала, во время одного из последних свиданий с Иваном Сергеевичем удалось уговорить после­днего напечатать часть «Старческих раздумий» (так их называл сначала сам Тургенев) ...

Многие пишут, что тургеневские «Стихотворения...» -это новый жанр не только для всей русской литерату­ры, но и мировой. Это неверно. Можно провести парал-лель между «Стихотворениями...» Тургенева и некото­рыми произведениями европейской литературы XIX века. Например, А. Е. Грузинский говорил, что между изве­стным стихотворением Тургенева «Природа» и некото­рыми произведениями Джакомо Леопарди, а в частности, с «Диалогом природы с исландцем», есть сходство... А довольно известные во времена И. С. Тургенева «Les petites poemes en prose?» Несомненно, писатель хорошо знал эти произведения. Многие исследователи спорили о том, кто же основоположник этого жанра. Одни гово­рили, что он зародился на Западе (Л. В. Пумпянский), другие утверждали, что истоки его вообще надо искать в античности и библейских преданиях... Но наиболее справедливым мне кажется вывод Н. И. Балашова: «Ало-зизиус Бертран ввел, можно решиться сказать, в лите­ратуру мировую стихотворение в прозе как особый по­этический жанр». Со своей же стороны хочу добавить то, что тургеневские стихотворения, несомненно, похо­жи и сопоставимы с японской, арабской, восточной по­эзией. «Стихотворения в прозе» — это те же японские стихотворения, написанные в форме хокку и танка... Их объединяет лаконичность, иносказательность, а глав­ное... «бездна мысли». Каждое слово, каждый звук име­ют свой смысл... свое назначение.

Но все-таки... почему же именно стихотворения в про­зе? А не просто - философские рассказы? Наверное по­тому, что слишком уж гармонично сочетаются звуки, ме­лодично сливаются они в слова и фразы... «это сплав поэзии и прозы, мелодии и ритма, отмеченный печатью необыкновенного стилистического изящества».

«Стихотворения в прозе» - это сборник оригиналь­ных философских высказываний, жизненных выводов. Это своеобразный итог, черта, точка, которую Тургенев ста­вит в конце всех своих произведений... в конце своей жизни. Здесь отразилось все то, что было «разлито» по всем произведениям писателя. Тематика стихотворений чрезвычайно разнообразна, но в то же время все они неразрывно связаны между собой, сливаются в один об­щий мотив. Казалось бы, такие совершенно разные по своей тематике стихотворения, как «Старуха», «Старик», «Собака», «Сон» и т. д., — а связаны единым мотивом: размышления о неотвратимости смерти.

Таким образом, не буду сейчас перечислять все темы по отдельности, а назову главные и преобладающие: вос­поминания о давней любви, размышления о неотврати­мости смерти, раздумья о ничтожности человеческой жиз­ни перед вечностью природы.

Возможно, здесь может показаться, что все «Стихо­творения... »проникнуты пессимистическими настроени-ями, но это не так. Своим мрачным, темным, «пасмур­ным» стихотворениям («Старик») Тургенев противопо­ставляет светлые, радужные, проникнутые оптимистичес­кими настроениями («Лазурное царство»). Обычно они все о той же любви, красоте, ее силе. В этих стихотворе­ниях чувствуется, что автор все же верит в силу пре­красного, в счастливую жизнь, которой у него, к сожале­нию, не было («Воробей»).

Этот цикл — противопоставление жизни и смерти, молодости и старости, добра и зла, прошлого и настоя­щего. Эти мотивы «вступают в борьбу» между собой. Тур­генев часто сталкивает их, переплетает, все противоре­чивое, в конце концов, автор стремится слить воедино («Двойник»)...

Все произведения Тургенева объединяет рассматрива­ние вечных проблем, которые в принципе волнуют обще­ство и в данное время. Рассмотрим некоторые темы и стихотворения, например тему «Человек и природа».

И. С. Тургенев всегда восторгался красотой и «беско­нечной гармонией» природы. Он был убежден, что чело­век только тогда силен, когда «опирается» на нее. Всю жизнь писателя волновали вопросы о месте человека в природе. Его возмущали и в то же время пугали могуще­ство и власть ее, необходимость подчиняться ее жесто­ким законам, перед которыми все одинаково равны. Его ужасал «закон», по которому, рождаясь, человек был уже приговорен к смерти. Мысль о том, что «природа, материя остается, индивидуумы исчезают», мучила Тур­генева. Его возмущало то, что природа «не ведает ни добра, ни зла». В ответ на лепетание человека о справедливости она отвечает: «Разум мне не закон — что такое справедливость? Я тебе дала жизнь - я ее и отниму и дам другим, червям и людям... мне все равно. А ты пока защищайся — и не мешай мне!» Ей все равно, что чело­век, что червь, все они твари. У всех жизнь одна, и она — величайшая ценность. А главное, что есть в ней, что надо беречь, поймать и не отпускать, — молодость и любовь. Не зря преобладающим мотивом является тоска героя о прошлом, скорбь из-за того, что все подходит к концу, а так мало сделано... Ведь жизнь человека так прекрасна и так мала, так мгновения в сравнении с жиз­нью природы...

Это противоречие, конфликт между человеческой жиз­нью и жизнью природы остается для Тургенева неразре­шимым. «Не дайте проскользнуть жизни между паль­цев» — вот основная философская мысль и наставление писателя, выраженное во многих «Стихотворениях...». Вот почему часто лирический герой Тургенева вспомина­ет свою жизнь, анализирует ее, часто из его уст можно услышать фразу: «О жизнь, жизнь, куда ушла ты так бесследно? Ты ли меня обманула, я ли не умел воспользо­ваться твоими дарами?» Тургенев раз за разом говорит нам о том, что жизнь лишь мгновение, ее надо прожить так, чтобы в конце не оглядываться с ужасом, не выво­дить: «Догорай, бесполезная жизнь...»

Нередко, для того чтобы показать всю мимолетность жизни, Тургенев сопоставляет настоящее и прошлое. Ведь именно в такие моменты, вспоминая свое прошлое, чело­век начинает ценить жизнь («Двойник»).

Интересно проанализировать стихотворение «Собака».

Рассматривается тот же вопрос жизни и смерти, ми­молетности человеческой жизни, незначительности каж­дой отдельно взятой жизни перед лицом смерти.

Жизнь автор сравнивает с трепетным огоньком, кото­рый потухнет при первом же «налете» бури. Это пугли­вое отдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и «Одна жизнь жмется пугливо к другой». В этом стихотворении опять прослеживается мысль о ра­венства и ничтожности всех живых существ перед «зако­ном» природы: «две пары одинаковых глаз». Автор ста­вит рядом человека и животное, чтобы подчеркнуть раз­личие, но одновременно и родственность героя и его со­баки. Именно для этой цели он вводит плеоназмы: «нет никакой разницы» и «мы тождественны», что подчерки­вает равноценность человека и животного перед лицом смерти. Для этой же цели в тексте повторяются одни и те же словосочетания: одно и то же чувство, один и тот же огонек, одна и та же жизнь.

Смерть представлена здесь в образе огромной хищной птицы, которая «налетит», «махнет» на огонек жизни «холодным широким крылом». С помощью трупов Тур­генев оживляет смерть, дает ей «жизнь»: «воет страш­ная, неистовая буря».

Для усиления напряженности автор вводит восклица­ния. Кроме того, в тексте имеется еще одно так называе­мое средство экспрессивной лексики: свойственный Тур­геневу риторический вопрос, который заставляет самого читателя думать, пытаться вместе с автором найти отве­ты на заданные вопросы.

Добролюбов писал о тургеневской прозе: «...и грустно и весело это ощущение: там светлые воспоминания дет­ства, невозвратно мелькнувшего, там гордые и радост­ные надежды юности. Все прошло и не будет больше; но еще не пропал человек, который хоть в воспоминании может вернуться к этим светлым грезам... И благо тому, кто умеет пробуждать такие воспоминания, вызвать та­кое настроение души». Действительно, мы можем отме­тить, что многие стихотворения в прозе, которые на пер­вый взгляд пессимистичны и мрачны, на самом деле про­буждают в человеке «состояние душевной высоты и про­светленности». Так называемый тургеневский лиризм придает произведениям писателя необычайную задушев­ность. Сталкивая прошлое и настоящее, писатель «игра­ет» со временем и «извлекает из этого бездну поэзии, эстетического наслаждения, мудрости понимания, при­миренности противоречий». Тургенев упивается поэзией времени...

Действительно, как мастерски создает Тургенев образ ликующей юности — «царства лазури, света, молодости и счастья» в стихотворении «Лазурное царство», и про­тивопоставляет это светлое царство «темным, тяжелым дням... холоду и мраку старости»... И везде эта фило­софская идея: показать все противоречия и преодолеть, снять их. И это в полной мере отразилось в «Молитве».

В этом стихотворении ход мысли идет от противопо­ставления к синтезу. Тургенев как бы расщепляет, чтобы в конце концов соединить, вещи, казалось бы, несоеди­нимые: «...станем пить и веселиться — да молиться».

Как писатель-философ, Тургенев не выбирает вовсе, а собирает все противоречия в единую систему, которая в сущности-то и является той самой истиной жизни, кото­рую все ищут.

«Стихотворения в прозе» - это итог трудной, но кра­сивой жизни великого писателя, который сумел соеди­нить в своих «Senilia» и радость, и горечь, и мгновенное, и вечное, и личное, и общечеловеческое...


 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика

Пример HTML-страницы