Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Сочинения И. С. Тургенев «Отцы» и «Дети» в романе И. С. Тургенева

«Отцы» и «Дети» в романе И. С. Тургенева

(1 голос, среднее 5.00 из 5)

В своем романе И. С. Тургенев затрагивает животре­пещущую для 60-х годов проблему «отцов и детей». Но этот конфликт не является характерным атрибутом лишь той эпохи, он существовал во все времена, для развития общества это противоречие является двигателем, непременным условием прогресса. Вероятно, именно поэтому даже с течением времени роман «Отцы и дети » не поте­рял своей актуальности.

Два поколения, сопоставленные Тургеневым в его про­изведении, расходятся не столько потому, что одни были «отцами», а другие — «детьми», сколько потому, что «отцы» и «дети», в силу обстоятельств, стали выразите­лями идей различных, противоположных эпох, они пред­ставляли разные социальные положения: старого дворян­ства и аристократии и молодой революционно-демокра­тической интеллигенции. Таким образом, этот чисто пси­хологический конфликт перерастает в глубокий соци­альный антагонизм.

Для более подробного рассмотрения этой проблемы мне кажется целесообразным условно выделить три части: во-первых, конфликт дворянства в лице Павла Петровича Кирсанова и разночинной интеллигенции (Базаров); во-вторых, это конфликт Аркадия с отцом, не имеющий такой серьезной идейной почвы, но от этого не менее болезненный; и в-третьих, конфликт Базарова с родите­лями, который придает роману особую остроту, пронзи­тельность.

Итак, проблема противоречия между дворянством и революционными демократами заявлена буквально с пер­вых же страниц романа. Уже в самом описании героев читатель обнаруживает противопоставление. Когда ав­тор представляет Базарова, нам видится фигура мрач­ная, отгороженная от мира, в ней чувствуется сила, энер­гия. Особо Тургенев акцентирует наше внимание на уме главного героя. Описание Павла Петровича, напротив, состоит почти только из прилагательных, это человек-кукла, жизнь и дела которого бессмысленны: он носит английский костюм и лаковые полусапожки в деревне, за­ботится о красе ногтей. Все прошлое Павла Петровича — погоня за миражами, в то время как Базаров приносит реальную пользу, занимается конкретными проблемами, ему некогда мечтать. Контрастность этих образов броса­ется в глаза. Автор хочет изобразить могучего разночин­ца и слабых дворян. Этот конфликт развивается на про­тяжении всего романа, но так и не имеет развязки. Писа­тель как бы предоставляет его разрешение будущему, рассматривая его со стороны.

Отношения Аркадия с отцом представляются мне наи­более трогательными. Эти образы созданы Тургеневым с большой любовью, которую он передает читателю. Не­смотря на конфликт, завязка которого происходит в са­мом начале романа, мы видим, что отец и сын невероят­но похожи и противоречия между ними по большей сте­пени наносные. Аркадий представляется нам «молодень­ким мальчиком», романтиком, увлекшимся идеями ра­венства и братства, он хочет, чтобы мир вокруг был так же счастлив и радостен, как и он сам. Тургенев с легкой иронией подчеркивает желание Аркадия казаться взрос­лым, зрелым человеком с собственными взглядами на окружающий его мир, общество; молодой человек изо всех сил старается быть похожим на своего кумира База­рова, заслужить его уважение независимостью мышле­ния: «Он (Аркадий) в душе очень обрадовался предложе­нию своего приятеля, но почел обязанностью скрыть свое чувство. Недаром же он был нигилист!». А на самом деле для счастья ему надо немного: жить в родном доме вмес­те с отцом, иметь добрую и любящую жену, воспитывать детей. И это «обывательское», простое и незамысловатое счастье пересилило идеи о всеобщем благе и всемирной гармонии.

Таков и его отец, он ценит уклад, семью; благополу­чие близких людей для него превыше всего. Он сохранил в своей душе идеалы романтизма, недаром Николай Пет­рович читает Шиллера, Гете, Пушкина. Не случайно его так коробят напускной шшизм и развязность Аркадия и, в то же самое время, отчуждение сына, который ему так дорог. Он сам старается не отставать от времени, искрен­не пытается понять молодежь. Это неуклюжее подража­ние новому вызывает у автора улыбку, но, скорее всего, добрую. Этот искренний, бесхитростный, пусть даже не очень глубокий человек очень близок Тургеневу. Таким образом, этот конфликт между отцом и сыном снимается в конце романа как бы автоматически. Базаров уходит из жизни Аркадия, идеи которого и были «яблоком раз­дора». Автор подводит нас к тому, что молодой человек, вероятно, повторит путь своего отца.

На конфликте Базарова с его родителями хотелось бы остановиться особенно. Именно в нем-то и заложен весь смысл, вся мудрость.

Я думаю, что при встрече Базарова с родителями кон­фликт поколений достигает своего апогея. Это проявля­ется, прежде всего, в том, что ни сам Базаров, ни даже, пожалуй, автор не знают, как же на самом деле главный герой относится к своим родителям. Его чувства проти­воречивы: с одной стороны, в порыве откровенности он признается, что любит своих родителей, а с другой — в его словах сквозит презрение к «глупой жизни отцов». И это презрение не наносное, как у Аркадия, оно продикто­вано его жизненной позицией, твердыми убеждениями. Этот разлад имеет очень глубокие корни, и, по-видимо­му, он неразрешим. Отношения с Одинцовой, с родителя­ми доказывают, что даже Базаров не может полностью подавить свои чувства и подчиняться только уму.

Трудно объяснить, какое же чувство не позволяет ему окончательно отрешиться от родителей: любви, жалости, а может быть, чувство благодарности за то, что именно они дали первые импульсы, заложили основу для разви­тия его личности. В разговоре с Аркадием Базаров утвер­ждает, что «всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я». Здесь, я думаю, Базаров неправ. Именно родительское воспитание, их пример или, напротив, их ошибка создали почву для интеллектуального роста База­рова. Он, как и все дети, пошел дальше своих родителей и отдалился настолько, что утратил возможность понимать их, принимать их такими, как есть, прощать.

Эта пропасть велика и непреодолима, да и сам База­ров не хочет сблизиться со стариками, считая это шагом назад. И очень жаль. Сколько ценного он мог бы почерп­нуть от них, и не было бы этого трагического одиноче­ства, метаний. Узнав поближе своих родителей, он бы понял, что Россия держится именно на таких людях, на силах их душ, на их вере и любви. То как описывает автор Василия Ивановича и Арину Власьевну, то, сколь­ко души он в это вкладывает, не оставляет сомнений, что эти герои ему особенно дороги.

Трудно определить, на чьей стороне находится автор в этом конфликте «отцов» и «детей». Но все-таки, по каким-то трудно уловимым интонациям чувствуется, что ближе для него сторона «отцов».


 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика

Пример HTML-страницы