Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Сочинения И. С. Тургенев Динамика творчества И. С. Тургенева

Динамика творчества И. С. Тургенева

(0 голоса, среднее 0 из 5)

Оценивая на склоне лет произведения своей литера­турной молодости, Тургенев отнесся к ним очень сурово. «Я чувствую, - писал он С. А. Венгерову в 1874 году, -положительную, чуть не физическую антипатию к моим стихотворениям, и не только не имею ни одного экземп­ляра моих поэм, но дорого бы дал, чтоб их вообще не существовало на свете».

Высокую требовательность предъявил Тургенев даже к таким своим художественным удачам, как поэма «Параша» , получившая при выходе ее в свет очень лестный отзыв Белинского. Белинский писал о поэме: «Я еще раз десять прочел ее: чудесная вещь, вся насквозь пропитан­ная и поэзией (что очень хорошо), и умом (что еще луч­ше, особенно вместе с поэзией)».

Молодой Тургенев в первых стихотворных опытах 30-х годов отдал известную дань увлечению романтическими образами и романтическим лексиконом Бенедикто­ва и Марлинского, но это влияние было очень кратков­ременно и неглубоко. Некоторые следы этого увлечения можно найти в очень немногих стихотворениях, напи­санных Тургеневым в начальный период творчества. Так, в стихах, посвященных темам любви и природы, встре­чаются романтические преувеличения. Любовь в этих сти­хах «мятежная», «безумная», «знойная», лобзания — «жгучие», картина утра (в стихотворении «Признание») дается с излишней, вычурной пышностью:

И, сходя с вершин Урала,
Как дворец Сарданапала,
Загорится ясный день...

Но в подавляющем большинстве стихотворных опы­тов молодого Тургенева общий характер его творчества был реалистическим. Подлинными его литературными учителями были Пушкин, Лермонтов и Гоголь.

Что же представляло собой творчество Тургенева до «Записок охотника», как расценивать его многочисленные стихотворения и поэмы, от которых он готов был отказаться в последующую, зрелую пору литературной деятельности?

Если подходить к ним с той меркой, с какой подходил Тургенев, они, действительно, не удовлетворяют необхо­димым требованиям ни с идейной, ни с художественной стороны. В них слышатся перепевы то пушкинской («Па­раша»), то лермонтовской («Разговор») поэзии, и хотя Тургенев подходит к разработке тематики своих литера­турных учителей по-своему, пытается дать самостоятель­ную трактовку «лишних людей» и «мятущихся» героев, но позиции автора самому ему не ясны, и герои его поэм оставляют у читателей впечатление чего-то недосказан­ного и туманного. Нет ясности мысли и в большинстве лирических стихотворений, посвященных темам любви и природы.

Однако ни в коем случае нельзя сказать, что началь­ный этап литературной деятельности Тургенева был для него сплошной неудачей и, тем более, что он ничего не дал самому писателю в отношении его художественного роста. Стихотворное творчество научило Тургенева ком­поновке материала, выработало у него умение отбирать из массы впечатлений и мыслей наиболее существенное и типическое, концентрировать материал и в немногом ска­зать многое.

Уже Белинский выделял в раннем творчестве Тургене­ва такие стихотворения, как «Федя» и «Баллада».

«Баллада» (1842), написанная по мотивам народной песни о Ваньке-ключнике, была положена на музыку Рубинштейном и до сих пор живет в камерном исполнении. Это единственное стихотворение молодого Тургенева, кото­рое широко известно и в наше время, что объясняется не только высоким качеством музыки композитора, но в не меньшей степени содержательностью, стремительностью в развитии действия и музыкальностью самой баллады.

Следует также отметить как значительное творческое достижение молодого Тургенева стихотворение «В доро­ге», написанное в том же 1843 году и отличающееся, наряду с большой музыкальностью, искренностью чув­ства и задушевностью. Эти строки известны всем без ис­ключения:

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые...

И в поэмах И. С. Тургенева, обычно страдающих не­достаточной ясностью в раскрытии характеров героев и основного идейного смысла, встречаются отдельные яр­кие бытовые сцены и пейзажи, показывающие, что Тур­генев уже в эти годы умел подмечать в жизни и в природе существенное, характерное и находить для описания не­обходимые точные и выразительные слова.

Наибольшей удачей Тургенева была поэма «Помещик», представляющая собой ряд живых зарисовок помещичь­его быта. Белинский писал об этой поэме: «Наконец г. Тургенев написал стихотворный рассказ «Помещик», - не поэму, а физиологический очерк помещичьего быта, шутку, если хотите, но эта шутка как-то вышла далеко лучше всех поэм автора».

Тургенев уже был в 40-х годах хорошим поэтом. Но всего лишь хорошим. А его честолюбие требовало большего.

Одной из основных проблем, поставленных перед пи­сателями во второй период русского освободительного движения, была проблема положительного героя, актив­но участвующего в осуществлении очередных задач об­щественно-политической и народно-хозяйственной жизни, и в связи с этим — переоценка передовой дворянской интеллигенции, игравшей до сих пор в русском обществе руководящую роль. Эта проблема стояла и перед Черны­шевским, и перед Гончаровым, и перед Писемским, и перед другими писателями. Вплотную подошел к этой проблеме в середине 50-х годов и Тургенев.

После 1852 года повести и романы стали у него преобла­дающими жанрами. По тематике эти произведения значи­тельно отличались от «Записок охотника». Лишь в немно­гих из них Тургенев по-прежнему изображает крестьянство и рисует картины крепостнического быта; таковы повести «Постоялый двор», «Господская контора» (отрывок из не­изданного романа), рассказ «Муму» и позднее, в 1874 году, рассказ «Живые мощи». В большинстве же произведений 50-70-х годов основным предметом изображения у Турге­нева являются различные группы дворянского класса и прежде всего прогрессивная дворянская интеллигенция, обычно сопоставляемая с интеллигенцией разночинской, революционно-демократической. По преимуществу в этих произведениях вырабатываются и уточняются новые сред­ства художественного мастерства Тургенева.

Романы Тургенева сочетали в себе несколько важней­ших для литературы свойств: они были умны, увлекательны и безупречны с точки зрения стиля.

Идейно-художественный замысел рассказа «Ася» и повестей «Затишье» и «Вешние воды» определил своеобразие положенных в их основу конфликтов и особую сис­тему, особое взаимоотношение характеров.

Конфликт, на котором строятся все три произведе­ния, — столкновение молодого человека, не совсем заурядного, неглупого, несомненно культурного, но нереши­тельного, слабохарактерного, и молодой девушки, глубо­кой, сильной духом, целостной и волевой.

Существенно то, что и конфликты в этих произведе­ниях, и подбор характерных эпизодов, и соотношение персонажей — все подчиняется одной основной задаче Тургенева: анализу психологии дворянской интеллиген­ции в области личной, интимной жизни.

Центральная часть сюжета — зарождение, развитие и трагический финал любви. К этой стороне повестей и направлено было основное внимание Тургенева как писателя-психолога, в раскрытии этих интимных пережива­ний и проявляется по преимуществу его художественное мастерство.

Иное дело — романы Тургенева: они пронизаны исто­ризмом во всех своих деталях, так как подавляющее боль­шинство действующих лиц имеет то или иное отношение к основной общественной проблеме, поставленной писа­телем. В романе «Накануне» не одна только Елена живет под впечатлением решающего, надвигающегося перелома в русской общественной жизни — это чувство испытыва­ют, каждый по-своему: и Берсенев, и Шубин, и Увар Иванович, и, хотя бы в негативном смысле, Курнатовский и Стахов, отец Елены. В романе «Новь» не только Нежданов и Марианна, но почти все действующие лица так или иначе, прямо или косвенно связаны с разверты­вающимся революционным движением.

Романы Тургенева (так же, как и повести) нельзя рас­сматривать как точное, фотографическое отражение ре­альной исторической действительности. Нельзя, как де­лали некоторые дореволюционные критики (например, Авдеев), изучать историю русской общественной жизни 50-70-х годов XIX века по романам Тургенева. Об исто­ризме этих романов можно говорить лишь с учетом об­щественно-политической позиции Тургенева, его оценки общественных сил, которые принимали участие в исто­рическом процессе, и в первую очередь его отношения к господствовавшему в то время дворянскому классу.

В центре романов Тургенева стоят главные герои, кото­рых можно разбить на четыре группы. Первая группа — передовые дворяне-интеллигенты, бравшие на себя роль руководителей общественного движения, но в силу своей непрактичности, слабохарактерности не справившиеся с задачей и оказавшиеся липшими людьми (Рудин, Нежда­нов). Вторая группа — представители молодой интелли­генции, разночинной или дворянской, обладающие и зна­ниями, и силой воли, и трудовой закалкой, но оказавши­еся во власти неверных, с точки зрения Тургенева, взглядов и поэтому пошедшие по ложной дороге (Базаров, Маркелов). Третья группа — положительные герои (тоже в понимании Тургенева), приближавшиеся к правильно­му решению вопроса о подлинно прогрессивной деятель­ности. Это Лаврецкий, Литвинов, дворяне-интеллиген­ты, сумевшие преодолеть в себе наследие дворянской мяг­котелости, пришедшие после тяжелых испытаний к общественно-полезной работе; в особенности — это разно­чинец, выходец из народа Соломин, наиболее совершен­ный образ положительного героя у Тургенева в после­днем периоде его литературного творчества. И, наконец, четвертая группа — передовые девушки, в образах кото­рых Тургеневым представлены три последовательных сту­пени вовлечения русской женщины 50—70-х годов в об­щественную жизнь: Наталья, только еще стремящаяся к общественной деятельности, Елена, уже нашедшая себе полезное дело, но пока еще на чужбине, и Марианна, участница русского революционного движения, оконча­тельно определившая свой настоящий жизненный путь в совместной работе с Соломиным.

Подводя итоги всему вышесказанному, мы можем от­метить ключевое значение раннего творчества писателя для дальнейшего развития его мастерства. Именно этот опыт, казавшийся самому Тургеневу столь незначитель­ным, впоследствии позволил ему написать «Записки охот­ника», «Отцы и дети» и другие значительные произведе­ния, которые, в свою очередь, оказали огромное влияние на развитие русской и зарубежной литературы.

Заслуга Тургенева в более конкретной области романа заключается в создании и разработке особой разновидно­сти этого жанра — романа общественного, в котором своевременно и быстро отражались новые и притом важ­нейшие веяния эпохи. Основные герои тургеневского ро­мана — так называемые «лишние» и «новые» люди, дво­рянская и разночинно-демократическая интеллигенция — в течение значительного исторического срока определя­ли нравственный и идейный уровень русского общества.


 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика