Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Сочинения Рецензии Рецензия на книгу Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики»

Рецензия на книгу Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики»

Опомнись, мир,

пока еще не поздно!

А. Вознесенский

На полке книжного шкафа среди произведений Константина Симонова, Бориса Васильева и Константина Воробьева стоит книга Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики». Несколько минут я раздумываю: познакомиться с творчеством белорусской писательницы или же перечитать произведения о Великой Отечественной войне. Я еще не сделала свой выбор, а рука уже сама тянется к книге с загадочным и одновременно пугающим названием: «Цинковые мальчики».

Я не знаю, почему «цинковые», не догадываюсь, что передо мной документальная повесть, основанная на свидетельствах очевидцев и участников почти десятилетней войны, но уверена, что не отложу это произведение в сторону, не дочитав до конца. Два слова, поставленные в ряд, обладают притягательной силой, рисунок на суперобложке (резкая граница между черным и серым полями, контрастная надпись на темном фоне и россыпь патронов — на светлом) завораживает.

Wi-Fi сегодня — это не просто дань моде, а вполне полезная и функциональная технология, которая позволяет «раздавать» обычный интернет, удобно подключать ноутбуки, КПК, сотовые телефоны и другие устройства из любых комнат. Все, что касается настройки Wi-Fi, тут уже без особых знаний и навыков не обойтись. Можно попробовать сделать по инструкции, но, а если не получается? Тогда для вас эта ссылка http://krotek.ru/internet-v-noginske-elektrostali. Сервисный центр фирмы«КРОТЕК» придет вам на помощь.

Из аннотации узнаю, что книга рассказывает о реальных, событиях воны в Афганистане. Открываю первую страницу и сразу же погружаюсь в необычный мир - мир откровений и чистосердечных признаний.

Слышу, голос молодого солдата, который делится впечатлениями пережитого ужаса. Для него «Афган - не увлекательная история, не детектив», а страшная действительность. Сумев выжить в нечеловеческих условиях и вернуться на Родину, он уже никогда не перестанет бояться темных углов, оглядываться на улице и реагировать на каждый скрип, неожиданный звук, не избавиться ему и от ночных кошмаров.

Чтение повести подталкивает к размышлению. Почему же романтически настроенные юноши, выполнив свой  «интернациональный долг», стали не только «социальными преступниками», но и нравственными калеками, «потерянным поколением, лишними людьми»? Ответ на это вопрос пытаются найти и герои книги, и Светлана Алексиевич, и читатель, терпеливо выслушивающий исповеди персонажей.

Ужасно обидно за молодых ребят, которым внушали что они будут делать революцию, что впереди их ждут подвиги и награды, которым «вдалбливали», что их долг — не остаться в стороне от «справедливых» событий в Афгане.

Ложь, обман, сплошной обман...

А вот правда, рассказанная Светланой Алексиевич и ее героями. Как только солдаты добирались до места назначения, их возвращали с небес на землю, говоря, что здесь они должны уметь две вещи — быстро ходить и метко стрелять. От ребят скрыли, что «стреляешь и входишь в азарт», что «люди видят кровь и звереют», что «убивать может понравиться» и «превратиться в удовольствие». Из них сделали послушных марионеток, машины, их сломали...

Другая история: собрали восемнадцати-девятнадцатилетних военнослужащих и сказали, что они поедут «целину обрабатывать», а когда самолет приземлился в Афгане, раздали водку, чтобы легче было смириться с реальностью. Разве вправе один человек распоряжаться судьбой другого, решать, кому жить, кому умирать?.. Конечно же, нет, но командование поступило именно так, послав подчиненных на верную гибель. Посмеете ли вы после этого утверждать, что афганская война — справедливая?..

«Идите на святое дело», — говорили офицеры солдатам, в через пару часов уже поучали: «Десантник должен иметь наглую морцу, железный кулак и ни грамма совести. Совесть — это роскошь для десантника».

Передо мной около сотни откровений. В каждом из них — боль, обида, слезы разочарования и отчаяния. Откройте одну страницу — и увидите измученное, заплаканное лицо матери, потерявшей единственного сына, на другой — нежное личико ребенка с широко раскрытыми грустными глазами. Они спросят у вас, непременно спросят: «Почему погиб мой папа?.. Кто убил его?.. За что?..» Молчите! Не говорите правду, ведь не такую правду ждет этот малыш, но и не лгите: хватят лжи!..

Только сейчас, прочитан повесть «Цинковые мальчики», я поняла, почему афганцев приглашают в школы рассказывать детям о войне, а они не приходят. О чем могут поведать они прошедшие все испытания ада, нашему поколению, чему могут научить будущего призывника?.. Разве станет солдат описывать коллекцию засушенных ушей — боевые трофеи?.. А чем может гордиться врач, которого всю жизнь учили лечить, а потом заставляли убивать?.. Постараются они скрыть свою зависть к мертвым: тех больше не обманут. Уверена, что умолчат афганцы о том, что «во время боевых операций «деды» шли впереди, прикрывали... спасали», а возвращались в казарму, я снова слышно за спиной: «А ну-ка, чижик, оближи мне носки». Рассказывать о мародерстве, о продаже боевого оружия, о бизнесе, которым «занимались командиры и солдаты, герои и трусы», о наркотиках, которые помогали забыться и избавиться от чувства страха?.. Нет, не увидите вы афганцев в школах. Вольно и жутко вспоминать им прошлое.

Я читаю о нечеловеческих испытаниях, которые уготовила судьба воинам Афгана, я мне становится страшно, хочется, чтобы поскорее закончилась книга, по лицу текут слезы, кружится голова — представляю себя в роли жены или матери одного из этих ребят. С другой же стороны, не могу остановиться на середине произведения: чувствую, что не имею морального права, так как должна выслушать каждого исповедующегося с каждым разделить его боль. Только узнав и проанализирован все истории, мы можем попытаться понять афганцев, но должны помнить, что не вправе обвинять ни одного из них.

Не судит и автор своих героев, не оспаривает их точки зрения. Светлана Алексиевич лишь терпеливо выслушивает собеседника, чтобы позднее предоставить читателю возможность оценить «спрятанную войну». Не с этой ли целью она выбрала такой своеобразный жанр — «жанр голосов», как писательница сама охарактеризовала его? Люди разных судеб, взглядов на жизнь стали персонажами книги, поэтому неоднозначны их мнения о пережитом в афганскую войну. Одни взывают о помощи, другие, наоборот, хотят сохранить боль в себе. Первые говорят, что вышли из чистилища, вторые — «из помойной ямы». Кто же прав?.. Не могу не согласиться с теми и с другими: слишком веские доказательства приводят они.

Хотелось бы сказать несколько слов о композиции повести. Рассказам героев книги предшествует вступление, написанное автором, — дневниковые записи самой Свётланы Алексиевич. Она несколько раз побывала в Афганистане, брала интервью у солдат, медсестер, офицеров, но не принимала участия в боевых действиях. Вывод, к которому пришла писательница, очень точно характеризует афганские события. «У войны — не женское лицо», — вынуждена констатировать она.

Завершила Алексиевич повесть собственными рассуждениями об увиденном и узнанном. Писательница призывает читателей «набраться мужества узнать о себе правду», горькую, возможно, неприятную, но все-таки правду. В конце книги помещены фамилии погибших в Афганистане: Татарченко, Ладудько, Бобков, Козлов... Наверное, вам ничего не говорят эти имена, мне же они стали родными.

Что ж, вот и пришло время ответить на вопрос, почему мальчики «цинковые». Миллионы наших соотечественников были обмануты государством, тысячи убиты на чужой земле и возвращены домой в цинковых гробах, остальные стали либо калеками, либо духовно надломленными людьми. Можно ли точнее — двумя словами — охарактеризовать случившееся, чем это сделала Светлана Алексиевич? Мне кажется, более удачного названия этой документальной повести не подобрать.

Последняя страница книги прочитана. Все герои вновь возникают в моем воображении: юноша с ампутированными ногами и руками, медсестра, обрабатывающая раны бензином (спирта нет), мать, рыдающая на могилке единственного сына, командир, приказывающий стрелять в стариков, детей и женщин...

Ужас овладевает всем моим существом: военные действия все еще ведутся в горячих точках нашей планеты. Неужели через несколько лет я буду читать книгу Светланы Алексиевич уже о новой войне?.. Неужели так же будут дрожать мои пальцы, так же будут капать слезы из глаз и кружиться голова?.. А дальше? Какая война следующая?.. Разве мы вправе допустить повторения афганских событий, мы, знающие горькую правду, поведаннутю Светланой Алексиевич, прочитавшие книгу «Цинковые мальчики»? Не хочу и не могу поверить в то, что мы будем пассивно наблюдать, как рушится мир. Опомнитесь, люди!..  Давайте постараемся сделать все что в наших силах, чтобы избежать новых ненужных жертв, новой «политической ошибки».


 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика

Пример HTML-страницы