Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Сочинения А. С. Пушкин Тема свободы в поэзии А. С. Пушкин

Тема свободы в поэзии А. С. Пушкин

(0 голоса, среднее 0 из 5)

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы...
А. С. Пушкин

Приступая к обозрению русской литературы, осиро­тевшей после гибели Пушкина, замечательный русский критик Аполлон Григорьев в 1859 году писал: «...Пуш­кин — наше все. Пушкин — представитель всего нашего Душевного, особенного, такого, что остается нашим ду­шевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами».

По размышлениям критика, «не только в мире художественных, но и в мире всех общественных и нравственных наших сочувствий Пушкин первый и полный представитель народа русского».

Поэзия, драматургия, проза, критические статьи, за­метки и письма — все виды литературы, к которым прикасался Пушкин, несут на себе печать его гения. На все жанры распространяются и общие «законы» пушкин­ского творчества. Но в каждом жанре цельная и много­образная личность Пушкина отражена своими особен­ными сторонами. Лирика не составляет исключения.

Жизнь и творческий путь Пушкина начались в эпоху национального и европейского общественного подъема:

Припомните, о други, с той поры,
Когда наш круг судьбы соединили,
Чему, чему свидетели мы были!
Металися смущенные народы;
И высились и падали цари;
И кровь людей то славы, то свободы,
То гордости багрила алтари.

Пушкин вступил на литературное поприще в ту ис­торическую пору, когда живы были классицисты, до­стиг расцвета сентиментализм, приносил первые плоды романтизм. На глазах у Пушкина уходила в прошлое русская культура XVIII века и рождалась новая, облик которой, как мы теперь знаем, сложился благодаря его гению. Юный Пушкин задорно посмеивался над класси­цистами, участвуя в споре о языке литературы на сто­роне своих друзей-карамзинистов, потешался над же­манностью и вычурностью слога сентименталистов. Но вместе с тем «муза Пушкина», по словам Белинского, «была вскормлена и воспитана творениями предшеству­ющих поэтов». Пушкин отдал дань уважения старой культуре и признал за ней достоинство самостоятельной ценности.

Мужание Пушкина как человека и поэта проходило под знаком «грозы двенадцатого года», резко изменив­шей течение истории. Испытав в Лицее и после влияние ранней декабристской идеологии, Пушкин в стихотворе­ниях тех лет выразил настроения русского гражданского вольнолюбия:

Вы помните, текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать Шел мимо нас...

Он возложил надежду на «закон», регулирующий права монарха и народа, его увлекал манящий призрак свобо­ды, он сочувствовал «падшим».

В Лицее Пушкин понял, что главное дело его жизни — поэзия. «При самом начале он — наш поэт», — вспоми­нает Пущин. Однажды, окончив лекцию несколько рань­ше урочного часа, профессор сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами». У всех стихи вообще не клеились, а Пушкин мигом прочел два четверостишия, которые всех восхи­тили.

Окончив Лицей, Пушкин поселился в Петербурге. Сто­личная жизнь с ее театрами, балами, литературными об­ществами захватила поэта. Он встречается с молодыми офицерами, вступает с ними в горячие споры о том, как добиться свободы. Вольнолюбивые стихи Пушкина, насмешливые эпиграммы расходились по всему Петербур­гу. Дошли они и до царя.

Однажды Пушкина вызвали к генерал-губернатору Милорадовичу, и тот хотел направить полицейского на квартиру поэта опечатать его бумаги. Пушкин сказал ему: «Все мои стихи сожжены — у меня ничего не найдете на квартире. Лучше прикажите подать бумагу, я здесь же вам все напишу».

Подали бумагу. Пушкин сел и написал целую тетрадь. Милорадович был пленен благородством поэта, его пря­мотой и честностью и обещал ему от имени государя про­щение, вступились за Пушкина и его друзья, они проси­ли смягчить наказание. И поэта сослали не в Сибирь, а в Кишинев. Там он должен был служить чиновником.

Кишинев был в те годы глухой провинцией, над одно­этажными домиками мрачно возвышался острог. Здание было сложено из огромных серых камней, узкие окна выходили во двор, где, прикованные цепями к столбам, сидели два орла. Могучие птицы не могли улететь, но они не становились ручными. Гордо смотрели они на людей круглыми желтыми глазами и величественно принимали пищу.

Несколько раз Пушкин заходил в острог, чтобы пого­ворить с арестованными. Поэт всей душой разделял их мечту о свободе. Так родилось стихотворение «Узник».

Приехавший в Петербург молодой Пушкин попадает в «Арзамас», куда в 1817 году вступают Н. Тургенев, Ор­лов и Муравьев, которые, будучи активными членами конспиративных групп, рассматривают литературу как средство политической пропаганды. Основная идея — «не­обходимость уничтожения рабства». Начало оды «Воль­ность» Пушкина — демонстративный отказ от любовной поэзии и обращение к вольнолюбивой Музе - вполне в духе этих настроений. Да и весь круг идей — отношение к русскому самодержавию и французской революции — четко выражает политические взгляды Союза Благоден­ствия, вольность в понимании Пушкина наступает тогда, когда выше всех будет стоять не царь, не тиран, а закон и правосудие.

В то же время тема свободы у Пушкина связана с идеей «естественного человека» Руссо. Свобода не проти­вопоставляется Счастью, а совпадает с ним. Свободное общество должно обеспечить полноту и расцвет личности, расширение внутренних сил и возможностей.

Одновременно с этим тема свободы приобретает лич­ный характер: человек противопоставляется чиновному миру. В стихах появляется идея союза единомышленни­ков, в это время пишется много посланий: «К Чаадаеву*, «Жуковскому», «Послание к Тургеневу» и другие. В сти­хотворении «К Чаадаеву» выражены стремления к борь­бе за свободу, честолюбивые замыслы, желание бессмерт­ной славы:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.

В стихотворении 1819 года «Деревня» с темой борьбы за свободу соединяется тема поэта-витии. Кроме того, сво­бода соединяется с просвещением:

И над отечеством Свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

В годы ссылки тема свободы приобретает романтичес­кий колорит. В поэме «Кавказский пленник» тема свобо­ды носит философский смысл: герой не только пленник горцев, но и пленник своих страстей, «цепей судьбы». Свободолюбивый романтический герой бежит из тесных городов на волю, но и там он не находит полного раскре­пощения, хотя и не жалеет людей города:

О чем жалеть? Когда б ты знала,
Когда бы ты воображала
Неволю душных городов!
Там люди в кучах, за оградой,
Не дышат утренней прохладой,

Ни вешним запахом лугов, Любви стыдятся, мысли гонят, Торгуют волею своей, Главы пред идолами клонят И просят денег да цепей.

Алеко не может жить вольной жизнью цыган, он «не рожден для дикой доли, он для себя лишь хочет воли».

В годы южной ссылки Пушкин сближается с Орло­вым, Раевским и другими кишиневскими декабристами и становится выразителем их идей. В стихотворении 1821 года «Кинжал» Пушкин явно называет себя сторонни­ком тираноубийства. По идее Пушкина, на каждого ти­рана обязательно найдется кинжал:

Как адский луч, как молния богов,
Немое лезвие злодею в очи блещет,
И, озираясь, он трепещет
Среди своих пиров.

Цезарь хочет стать императором Рима, но его убивает Брут. Марат становится палачом революции, вольности, и его убивает Шарлотта Корде. «Грозя бедой преступной силе», кинжал становится символом мести для каждого тирана.

Весной 1923 года Пушкин переезжает в Одессу. В это время его ждут два потрясения. Первое — подавление революции в Греции, второе — разгром кишиневской груп­пы заговорщиков, что было связано с общим кризисом декабризма. Настроения этого времени выразились в сти­хах «Свободы сеятель пустынный...». Появляется идея бесполезности всех усилий:

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.

Кроме того, в южной ссылке Пушкин, разрабатывая тему поэта, приходит к противопоставлению поэта и царя и пишет о свободе внутренней, о свободе человека твор­чества.

В период Михайловской ссылки вольнолюбивая лири­ка Пушкина связана с декабристскими идеями. В 1825 году написано стихотворение «Андрей Шенье», в кото­ром Пушкин пишет о гибели поэта, чья слава будет бес­смертна; человек, который даже перед смертью казнит самодержавных палачей, воспевает свободу. В стихотво­рении провозглашается неизбежность свободы:

Постой, постой, день только, день один:
И казней нет, и всем свобода,
И жив великий гражданин
Среди великого народа.

В 1827 году Пушкин пишет послание декабристам «Во глубине сибирских руд». Декабризм требовал осмысле­ния, и первой реакцией явилось эмоциональное чувство солидарности. Пушкин пишет декабристам о небес­полезности всего, что было сделано, и о том времени, когда оковы непременно рухнут и настанет царство сво­боды. В стихотворении «Арион» Пушкин подчеркивает свою причастность к идеям декабристов и вместе с тем провозглашает: «Я гимны прежние пою...».

В 1828 году Пушкиным было написано стихотворение «Анчар». В нем поэт говорит о несвободе от всякой влас­ти, поэтому любая власть ужасна. Больше того: в этом стихотворении ясно указывается на то, что смерть по­рождает смерть:

А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

В конце 20-х — начале 30-х годов основным мотивом вольнолюбивых стихов Пушкина становится тема внут­ренней, духовной свободы - свободы поэта и свободы человека.

Предметом поэзии Пушкина, писал ли он об истори­ческих или современных событиях, проникал ли в глу­бины национального духа или предавался раздумьям о бытии других стран и народов, всегда была реальная жизнь. При этом характеры и конфликты, навеянные другой национальной культурой, Пушкин воспроизводил с той же достоверностью и свободой, как образы, рож­денные на родной почве. Проникаясь духом изображае­мой эпохи, поэт стремился к тому, чтобы история и ге­рои полно и явно высказывали себя. Он не навязывал персонажам своего взгляда, но наделял их способностью думать, чувствовать, поступать и говорить так, как это свойственно образу их жизни. И это тоже свобода.


 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика

Пример HTML-страницы