Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Сочинения А. С. Грибоедов Софья и Чацкий - родственные души или непримиримые враги?

Софья и Чацкий - родственные души или непримиримые враги?

(2 голоса, среднее 5.00 из 5)

Велите ж мне в огонь: пойду как на обед.
Да, хорошо сгорите, если ж нет?
А. С. Грибоедов

А. С. Грибоедов вошел в русскую литературу как ав­тор одного произведения. Его комедию «Горе от ума» отличает от бессмертного романа А. С. Пушкина «Евге­ний Онегин» только то, что роман стал энциклопедией русской жизни начала XIX века, а пьеса Грибоедова была, есть и будет современной и животрепещущей до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут карьеризм, чинопочи­тание, сплетни, пока в нашем обществе будет господство­вать жажда наживы, пока будут торжествовать охотни­ки угождать и прислуживаться.

Это вечное несовершенство людей и мира великолепно описано в бессмертной комедии Грибоедова «Горе от ума». Автор создает целую галерею отрицательных образов: Фамусова, Молчадина, Репетилова, Скалозуба и других, отразивших все отвратительные черты современного им общества.

Но всем этим персонажам противостоит главный ге­рой комедии — Александр Андреевич Чацкий. Он при­ехал в Москву, «из дальних странствий возвратясь», с единственной целью — после трехлетней разлуки встре­титься с девушкой, которую любит. Это дочь хозяина дома - Софья Павловна Фамусова. Но, вернувшись в некогда любимый и родной дом, он обнаружил очень боль­шие перемены: Софья холодна, высокомерна, раздражи­тельна, она уже не любит Чацкого. Пытаясь разобраться в происходящем, главный герой взывает к прежней люб­ви, но все напрасно. На пылкие речи и воспоминания Чацкого Софья отвечает: «Ребячество».

Развитие сюжета определяется, главным образом, желанием выяснить, кого же любит Софья. Но герой постоянно вступает в конфликт с окружающими ее людьми, прежде всего с ее отцом — Павлом Афанасьевичем Фамусовым. Диалоги Фамусова и Чацкого - это борьба. В начале комедии она проявляется не так остро, ведь Фа­мусов - воспитатель Чацкого. Павел Афанасьевич бла­госклонен к воспитаннику, он даже готов уступить руку Софьи, но при выполнении его условий:

Сказал бы я, во-первых: не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А, главное, поди-тка послужи.

На что Чацкий отвечает:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Взгляды героя несовместимы с воззрениями фамусовского общества, и скрывать их Александр Андреевич не привык. Круг враждебных ему лиц расширяется: здесь и Скалозуб, и Наталья Дмитриевна, и графиня-внучка, и Хлестовы. Цель Грибоедова - показать, насколько Чац­кий чужд лицемерному обществу. Но ведь это мир Со­фьи. Так Софья оказывается как бы на пересечении всех «силовых линий»  комедии.

В конце концов выясняется, что Софья все же полнос­тью принадлежит враждебному для Чацкого миру. Она — истинная дочь своего отца. И все-таки это самый слож­ный и противоречивый образ. «Это смесь хороших ин­стинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого на­мека на идеи и убеждения, - путаница понятий, ум­ственная и нравственная слепота, — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга», — пишет Гончаров.

Мы находим в героине много хорошего. Она привлекает независимостью поведения, мысли, не боится общест­венного мнения: «А кем из них я дорожу? Хочу - люб­лю, хочу - скажу». В фамусовском обществе приняты браки по расчету. Отец мечтает выдать дочь за Скалозу­ба. Но она способна по достоинству оценить личность жениха:

Он слова умного не выговорил сроду,
Мне все равно, что за него, что в воду.

Она мечтает о любви. Причем о любви необыкновенной, а чем больше препятствий, тем лучше, это и есть истинная проверка чувств.

Самые привлекательные стороны характера героини раскрываются в финале комедии. Тяжелым ударом оказывается для нее познание истинной сути возлюбленного. Молчалин так низок, так подл в сцене с Лизой. Софья ведет себя в этой ситуации с большим достоинством: «Уп­реков, жалоб, слез моих не смейте ожидать, не стоите вы их», — говорит она Молчалину, не слушая его лживых объяснений.

Мы понимаем, что ошибки Софьи не случайны. В упреках Чацкого по отношению к ней есть много справедливого. Он даже предполагает, что она помирится с Мол­чаливым. Ведь ей нужен «муж — мальчик, муж — слу­га, из жениных пажей — высокий идеал московских всех мужей». Софья хочет властвовать над мужем, как Ната­лья Дмитриевна Горич, например. Софья не замечает ни­зости Молчалина, так как у нее различные с Чацким критерии оценки. То, что для Чацкого низость, подобо­страстие, для Софьи Павловны — скромность, уважение к старшим. В поступке героини по отношению к Чацко­му тоже сказалась ее принадлежность к определенному кругу, ведь сплетни, ложь, клевета — обычные средства борьбы в фамусовском обществе.

В отличие от Софьи, личная драма Чацкого перерас­тает в столкновение влюбленного человека и всего фамусовского общества. Главный герой один выступает про­тив армии старых «воинов» за новую жизнь и за свою любовь. Для героя личная драма зависит от отношения общества к нему, а общественная осложняется личными отношениями. Состояние неопределенности в жизни приводит его Б неистовство. В начале действия он еще споко­ен и уверен в себе:

Нет, нынче свет уж не таков...
Вольнее всякий дышит
И не спешит вписаться в полк шутов,
У покровителей зевать на потолок,
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
Поставить стул, поднесть платок.

Зато в монологе на балу в доме Фамусова видна вся неуравновешенность души и ума героя. Он выставляет себя посмешищем, от которого все шарахаются. Но в то же время образ Чацкого очень трагичен: его монолог продиктован чувством несчастной любви и тем, что общество не принимает его мысли и чувства, убеждения, которые он отстаивает на протяжении всей комедии.

Под тяжестью «миллиона терзаний» герой ломается, начинает противоречить здравой логике. Все это влечет за собой нелепые слухи, которые кажутся необоснован­ными, но весь свет повторяет их:

С ума сошел, ей кажется, вот на!
Недаром? Стало быть... С чего б взяла она!

Чацкий не только не .опровергает слухи, но наоборот, сам того не ведая, подтверждает их, устраивая сцену на балу, потом ори прощании с Софьей и разоблачении Молчалина.

Герой не боится говорить правду в глаза и справедли­во обвиняет представителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве и лицемерии. Он сам убедился, что отжившее, старое и больное закрывает дорогу молодому и здоровому.

Рамки пьесы не позволили до конца раскрыть всю глубину и сложность этого персонажа. Но с уверенностью можно сказать: Чацкий укрепился в своей вере и, в лю­бом случае, найдет свой путь в новой жизни. И чем боль­ше таких Чацких будет встречаться на пути Фамусовых, молчалиных и репетиловых, тем слабее и тише будут звучать их голоса.

А если бы в его протесте он ощутил поддержку любимой девушки, если бы Софья после разочарования в Молчалине сделала шаг навстречу настоящей любви — это был бы поистине счастливый финал: союз двух родственных душ в борьбе с жестоким и лживым обществом. Но, видно, только в сказках всегда все заканчивается радост­но. А в жизни — увы...


 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика

Пример HTML-страницы