Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Сочинения А. С. Грибоедов Личность и общество в комедии «Горе от ума».

Личность и общество в комедии «Горе от ума».

(7 голоса, среднее 3.86 из 5)

Пьеса «Горе от ума», написанная А.С. Грибоедовым в 1824 г., отразила современные общественные проблемы 20-х ходов ХIХ в. Автор хорошо знал ту среду, которую изобразил в комедии. Действующие лица в ней принадлежат к одному обществу — это дворянский московский круг.

Жизнь Грибоедова была связана с Москвой и ее барством. Дворянское происхождение и типичное образование определили круг интересов Грибоедова. Однако он был не просто типичным московским интеллигентом, художником слова, блестящим дипломатом. Его личность, сформированная под влиянием обычных норм дворянской жизни, намного переросла интеллектуальный уровень дворянского общества, поэтому в пьесе отразился достаточно острый, критический взгляд автора на хорошо известную и привычную ему общественную среду.

Почти за год до восстания декабристов Грибоедов воссоздал, а своей пьесе их основные идеалы. Выразителем революционной идеи стал А.А.Чацкий. На первый взгляд кажется, что он — классический герой-резонер. Действительно, не успев появиться в Москве, в доме Фамусова, он обрушивает на собеседников меткие замечания о том образе жизни, который они ведут. В диалоге с Софьей, едва признавшись в своей симпатия к ней, он высмеивает тетушек, учителей, пустоту московского света. Дальнейшее драматургическое действие неоднократно в эпизодах подтверждает это страстное желание героя высказать истину, заставить прислушаться к его словам.

Однако образ Чацкого — гораздо более глубокий и многосторонний, нежели образ привычного положительного героя в пьесах классицистов. И у Фонвизина есть Правдин, но он добивается своего - урезонивает Скотининых и выходит победителем. Чацкий же терпит поражение, одерживая при этом победу нравственную.

Грибоедов изображает Чацкого вполне сложившейся личностью. Даже при жанровом дефиците в комедии появляются сведения об образовании, интересах и деятельности героя. Таким образом, Грибоедов изображает просто сильную, неординарную личность, но указывает и причинным её появления.

Чацкий – это продукт либеральных течений русской общественной мысли 20-х годов XIX столетия Грибоедов поставил проблему полярного раздела русского общества 1820 годов. Дворянская среда перестала быть монолитной, под влиянием исторических условий обозначились консервативная и прогрессивная части общества. Грибоедов расширяет временной и исторический промежутки, вспоминая о «временах Очакова и покорены Крыма», правлении Екатерины II. В речи Фамусова прозвучало слово «карбонарий». Речь идет об итальянских революционерах первой четверти ХIХ в.

Главная проблема пьесы — идейная борьба между «веком нынешним» и «веком минувшим». Эта борьба не выходит за рамки одной социальной среды, в одни она показана в противопоставлении Чацкого фамусовскому кругу.

Дерзкий ум Чацкого сразу настораживает привыкшее к стабильности и спокойствию московское общество. «Отцы» и «судьи» не привыкли ни к возражениям, ни к резкой оппозиции. Фамусов характерно говорит о себе:

«Да, барин». И Фамусов, и его круг не хотят никаких перемен. Даже в своей семье Фамусов показан довольно деспотичным человеком. В ответ на робкие признания Софьи он категорически заявляет: «Ах, матушка, не довершай удара, кто беден, тот тебе не пара». Такие, как он, выработали жизненные взгляд еще под влиянием золотого для них века Екатерины П. Так, для Чацкого крепостник Нестор — негодяй, а для Фамусова он такой же значительный и великий, как его дядя Максим Петрович.

Гончаров в статье «Мильон терзаний» отметил общность взглядов и интересов фамусовского круга. Все его представители — как карты в привычной колоде. Это общество живет очень высокими, по их представлениям, нормами. Они считают себя тузами общества, оценивают человека по его положению и богатству. Грибоедов подвергает критике пошлость и узкий круг этих людей. Они находятся на грани общественного презрения, но крепко цепляются за свое положение, поэтому борьба нового, передового с отсталым и косным очень напряженная и сложная.

Старуха Хлестова, обидевшаяся на Чацкого за громкий смех, пытается найти оправдание столь дерзкому поведению молодого человека Она почти жалеет Чацкого, рано лишившегося родителей и «переучившегося» в университете. Такое воспитание выходит за рамки светских норм. Однако ее влиятельный родственник Фамусов говорит о Чацком еще более определенно: «Он вольность хочет проповедать».

Такие столпы общества, как Скалозуб, «созвездие маневров и мазурки», всеми доступными средствами хочет заставить подчиняться команде «ать-два». И для Скалозуба, и для всего общества очень желателен фельдфебель вместо Вольтера. Никакими силами уже не изменять ни Горича, ни Репетилова, ни Загорецкого. У всех у них общие жизненные интересы и критерии оценки человека.

Таким образом, в пьесе Грибоедов показал столкновение личности и общества. Противостояние «одного из молодых людей» «всем прочим лицам» составляет сущность конфликта пьесы. Чацкий обрушивается на «судей», обличает крепостников, зло насмехается над «французом из Бордо», в то время как фамусовское общество рукоплещет Кузьме Петровичу и Максиму Петровичу. Это дает им основания для благополучия, продвижения по службе. Молчалин прекрасно усвоил эти нравственные критерии Он поучает Чацкого «и награжденья брать, и весело пожить». Он «дойдет до степеней известных» благодаря своей бессловесности, но эти высоты по достоинству ценит только такое общество.

Дворянская среда 2бх годов ХIХ в претерпела серьезные изменения. Передовая часть ее, указывая на социальные недостатки, решительно вступила в борьбу за свои убеждения. Сам Грибоедов обижался с будущими декабристами, был передовым человеком своего времени. Соглашаясь с необходимостью коренных преобразований в русском обществе, он не разделял мнение декабристов о необходимости восстания. Известна его фраза о том, что «сто прапорщиков хотят изменять государственный быт России». Его герой Чацкий, полный политического романтизма, хочет убедить фамусовское общество в его косности и неподвижности. Однако эта борьба одного со всеми оканчивается его поражением. Он «сломлен количеством старой силы», по замечанию Гончарова. Как личность он благороден, целеустремлен. Но как представитель того же дворянского круга, на  который он обрушивается, Чацкий часто попадает в смешные и нелепые ситуации.

Такая обрисовка образа Чацкого делает его многогранным, реалистическим, жизненно правдивым.


 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика

Пример HTML-страницы