Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Сочинения А. С. Грибоедов Проблема ума и безумия в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Проблема ума и безумия в комедии Грибоедова «Горе от ума»

(122 голоса, среднее 2.03 из 5)

«Горе от ума» - одно из ярчайших произведений русской и мировой литературы. По силе и глубине идей, по художественному мастерству «Горе от ума» стоит в ряду с такими шедеврами русской литературы, как «Евгений Онегин», «Борис Годунов» Пушкина, «Мертвые души» Гоголя, с лучшими произведениями Толстого, Некрасова, Лермонтова. Комедия «Горе от ума» высоко оценена современниками, особенно декабристами.

В произведении писатель показал борьбу двух эпох — «века нынешнего» и «века минувшего». Он столкнул мирозвозрение, взгляды, мораль Чацкого — передового человека и отсталого фамусовского общества.

Ни представителей «века минувшего», ни Чацкого нельзя назвать глупцами или безумцами. Все они живут в соответствии со своим собственным понимаем мира, руководствуясь своими собственными ценностями и принципами жизни. В понимании членов фамусовского общества ум —это умение сделать карьеру, «награждения брать» и «весело пожить». А «ум Чацкого — это ум, «алчущих познаний», несущий идеи вольности и политического свободомыслия.

Чацкий выступает против догм и норм жизни старого поколения, высказывает совершенно новые мысли, пытаясь ими воздействовать на умы, с тем, чтобы переделать общество, изменить его моральные ценности и нравственные устои. И хоть его речь разумна и логична, страстна и обличительна, — фамусовское общество не может принять героя, так как он чужд им и пугает их своей необычностью и чужеродностью.

Им удобнее видеть в Чацком безумца, так как Чацкий-сумасшедший обществу не страшен. Клеймо «безумца» позволяет им защитить себя и свой миропорядок от его страшных, опасных, вольнолюбивых идей.

Фамусовы, Молчалины, Скалозубы заботятся больше всего о том, чтобы сохранить старую жизнь крепостные порядки, которые позволяют безнаказанно грабить и убивать крепостных. Их идеал— «век покорности и страха», екатерининская эпоха.

Чацкий же — гуманист, защитник свободы. Рабство, крепостничество вызывают в нем решительный протест. В своем гневном монологе «А судьи кто?..» он разоблачает крепостническую основу фамусовского общества, выступает против «Нестора негодяев знатных», помещика-театрала, грабителей, «защиту от суда нашедших в друзьях, в родстве.

Когда Чацкий жал в деревне, это, во словам Фамусова, он «наблажил»,  что, очевидно, обозначает гуманное отношение к крепостному крестьянству. Чацкий и представители фамусовского общества по-разному относятся и к службе. Последние понимают это как источник дохода, средство достижения постов и почестей. Они не занимаются делами по существу.

 

А у меня, что дело, что не дело.

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

 

Для представителей «века минувшего» характерно пристроить у себя родственников, распространена протекция, кумовство.

 

При мне служащие чужие очень редки;

Все больше сестрины, свояченицы детки...

 

Они выражают идеи классицистов, которые считали необходимым служить государству в лице просвещенного монарха. Но нередко интересы государства подменялись заботой о личной пользе. Например, карьеризм Скалозуба, целью жизни которого являлся чин генерала: «мне только бы досталось в генералы».

Чацкий, как и все декабристы, желает служитъ Отчизне, а не прислуживаться высшим по чину: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Он увлекается общественной деятельностью. У него возникает связь с министрами, но ненадолго. Высокое понимание чести не позволяет ему служить лицам, а не делу.

Чацкий выступает против идеала «века минувшего», который воплощен в образе Максима Петровича:

 

Он не то на серебре,

На золоте едал, сто человек к услугам,

Весь в орденах, езжал-то вечно цугом.

Век при дворе, да при каком дворе.

 

Чацкий не разделяет мнения о том, что человек важен, а представляет значение лишь степень его нужности, способности услужитъ.

 

Когда же надо подслужиться,

И он сгибался вперегиб...

 

Картежник, плут, «нечистый на руку» Загорецкий, хоть и обруган, но ведь принят «ведь он «мастер услужить»

Идеалом Чацкого является независимая, свободолюбивая личность, чуждая рабской униженности. Он произносят монолог, направленный против тех, кто «ради высочайшей улыбки» готов был «пожертвовать затылком».

Сильна его вера в русский народ. В отличие от фамусовского общества, которое оценивает человека по его происхождению, по количеству крепостных («кто беден, тот тебе не пара». «У нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь»), Чацкий ценность человека видят в его личных качествах.

Если воспитанному иностранцами фамусовскому обществу во многом чуждо все русское, национальное, то Чацкий называет русский народ «умным и бодрым».  Он выступает за развитие русской культуры, против слепого, рабского подражания всему западному.

Большое значение в достижении этой цели Чацкий придает воспитанию, просвещению. Он защищает право честно и преданно служить Отчизне на поприще науки, литературы, искусства, что было типичным для декабристов.

 

Теперь пускай один из нас,

Из молодых людей, найдется — враг исканий,

Не требуя ни мест, не повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний, —

 

заявляет Чацкий от имени всего своего поколения.

Фамусовское общество, наоборот, боясь изменений в устоявшейся жизни, выступает против наук и просвещения:

 

Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы и сжечь.

 

Представители «века минувшего» боятся свободы суждений, не хотят иметь мнение, отличное от общепринятого. Для людей их круга суждения столпов общества непогрешимы и незыблемы. Страшнее всего, что «станет говорить княгини Марья Алексеевна».

Чацкий же, напротив, восклицает: «Зачем же мнения чужие только святы?».

Даже отношение к любви у этих людей тоже разное. Если Чацкий любит пылко, страстно, преданно, то Молчалин и в любви неискренен, любит «по должности»:

 

И вот любовника я принимаю вид

В угоду дочери такого человека.

 

Чацкий и фамусовское общество несовместимы. Два противоположных мировоззрения, две непримиримые идеологии не могут ужиться вместе, что всегда приводит к противоречию.

Герой Грибоедова принадлежит к передовому кругу дворянской интеллигенции. Автор подчеркивает его «ясный и острый ум», показывая, что Чацкий был не просто умным человеком, а вольнодумцем. Общество, боясь его идей и почитая свой образ жизни разумным и единственно правильным, легко и быстро поверило в клевету Софьи и устами Загорецкого вынесло приговор Чацкому: «Безумный по всему!».


 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика

Пример HTML-страницы