Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Сочинения Н. В. Гоголь «Ах, Невский...всемогущий Невский!..»

«Ах, Невский...всемогущий Невский!..»

(1 голос, среднее 5.00 из 5)

Все обман, все мечта, все не то, чем
кажется...
Я. В. Гоголь

В основу «Невского проспекта», как и всего цикла «Петербургские повести», легли впечатления петербургс­кой жизни Гоголя. В. Г. Белинский восторженно отзы­вался почти о каждой из повестей: «Эти новые произведения игривой и оригинальной фантазии г. Гоголя при­надлежат к числу самых необыкновенных явлений в на­шей литературе и вполне заслуживают те похвалы, кото­рыми осыпает их восхищенная ими публика».

Писатель обратился к большому современному горо­ду, и ему открылся огромный и страшный мир, кото­рый губит личность, убивает ее, превращает в вещь. Петербург как символ могущества России и ее неувядае­мой славы был воспет еще поэтами XVIII и первой поло­вины XIX века. Пушкин изобразил Петербург в романе «Евгений Онегин» и в поэме «Медный всадник» как го­род русской славы и в то же время город социальных контрастов. Тема Петербурга, наметившаяся в творче­стве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем. Белинский считал: «Такие пьесы, как «Невский про­спект»... могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком, который при этом знает Петербург не по­наслышке».

Шли годы петербургской жизни Гоголя. Город пора­жал его картинами глубоких общественных противоре­чий и трагических социальных контрастов. За внешним блеском столицы писатель все .отчетливее различал без­душие и хищническую бесчеловечность города-спрута, губящего живые души маленьких, бедных людей, обита­телей чердаков и подвалов. И вот столица представилась Гоголю уже не стройной, строгой громадой, а кучей «набросанных один на другой домов, гремящих улиц, кипя­щей меркантильно безобразной кучей мод, парадов, чи­новников, диких северных ночей, блеску и низкой бес­цветности». Именно такой Петербург и стал главным ге­роем петербургских повестей Гоголя. Эта запись служит как бы ключом, с помощью которого раскрывается гого­левское понимание самой сущности Петербурга.

"Петербургские повести" — термин условный, сам Гоголь не давал им такого названия. Тем не менее оно верно, точно и оправданно, во-первых, тем, что через повести проходит образ Петербурга, являющегося геро­ем цикла; во-вторых, тем, что почти все повести заду­маны и созданы в Петербурге. Кроме того, в третьем томе своих сочинений Гоголь объединил эти повести, написанные в разное время на протяжении десяти лет. Повести «Невский проспект», «Портрет», «Записки су­масшедшего» впервые были напечатаны в сборнике «Ара­бески» в 1835 году. По построению они представляют собой серию сюжетно связанных картин, причем каждая из повестей изображает какую-либо одну или несколько сторон жизни Петербурга 30-х годов.

Невский проспект показан в разные часы дня: утром, с 12 часов, от двух до трех часов пополудни. В эти послед­ние часы он являет собой парадную витрину империи Николая I. Все на Невском блестит и сверкает. В этот час на проспекте появляются не люди, а маски: «превосход­ные бакенбарды»; «бакенбарды бархатные, атласные, чер­ные, как соболь»; «усы, повергающие в изумление»; пла­тья, платки, дамские рукава, похожие «на два воздухо­плавательные шара», галстуки, шляпки, сюртуки, шали, носы, «талии тоненькие, узенькие», «талии никак не тол­ще бутылочной шейки», «ножки в очаровательных баш­мачках».

В модных сюртуках, блестящих мундирах, в тысячах фасонов шляпок, платьев, платков выставляются на обо­зрение дворянская спесь, чванство, тупость и пошлость. Беспечная праздность —  основная черта этой улицы: «Если только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем». Существует и иная сторона жизни главной улицы столицы. Она раскрывается в ран­нее петербургское утро, когда Невский проспект запол­няется совершенно другими фигурами: мальчишками, которые бегут «молниями» «с готовыми сапогами в ру­ках»; мужиками «в сапогах, запачканных известью», "толкующими о семи грошах меди"; лакеями, «швыря­ющими нищим из дверей кондитерских объедки...»

Изображая Невский проспект в разное время суток, Гоголь характеризует социальные слои Петербурга. Нев­ский проспект для писателя — олицетворение всего Пе­тербурга, тех жизненных контрастов, которые он вклю­чает в себя.

Повесть начинается с восторженного гимна Невскому проспекту: «Нет ничего лучше Невского проспекта». Но чем дальше, тем отчетливее звучат сатирические ноты в этом праздничном описании ложно-призрачного столич­ного великолепия. Этот сатирический, тон не покидает рассказчика даже в самых приподнято-лирических опи­саниях вечернего Петербурга.

Истории, случившиеся с Пискаревым и Пироговым, — это два главных сюжетных эпизода, две резко выделен­ные части общей картины Невского проспекта и Петер­бурга. Они дают яркое представление о сложности пока­занной в «Невском проспекте» картины жизни Петер­бурга, о зоркости и остроте художественного зрения пи­сателя.

У художника Пискарева есть идеал: красота. Он стра­стно влюблен в красоту. Мечтатель, романтик, потря­сенный внешностью девушки, он создал в своем вообра­жении идеальный образ. Очаровательная, прекрасная, она как видение, сошедшее с картины великого мастера. Один взгляд или улыбка красавицы пробуждали в душе ху­дожника противоречивые мысли, мечтания, надежды. Но красавица оказывается обитательницей «отвратительно­го притона».

В сне Пискарева Гоголь вернулся к образу привилеги­рованного Петербурга, сюжет повести на том и строится, что на Невском проспекте «все не то, чем кажется».

Если Пискарез как мечтатель, живший вне действи­тельности, противостоял главной улице, «улице-краса­вице», с ее светской толпой, чванливо выставляющей свои великолепные сюртуки и бакенбарды, то Пирогов, на­против, был весь от повседневного быта этой улицы, он рядовой участник «выставки» самодовольной пошлости.

Обе эти истории можно воспринимать как два само­стоятельных рассказа. Может быть, Гоголь решил сплес­ти в одну две отдельные повести? Какая связь между этими историями?

Внешнее сходство существует: оба героя оказались на Невском проспекте и оба увлеклись, хотя любовь каж­дый из них понимал по-своему. Но один из них быстро утешился пирожками в кондитерской, оправдав тем са­мым свою фамилию, а другой, попытавшись сначала уйти в мир сладостных сновидений, в итоге кончает самоубий­ством. Вот мнение В. Г. Белинского: «Пискарев и Пиро­гов — какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследования своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия этих преследований!» Один из них в могиле. Другой доволен и счастлив даже после неудачного волокитства и ужасных побоев!.. «Да, госпо­да, скучно на этом свете!..» — делает вывод Белинский. Невский проспект и сказка Невского проспекта, которая оказывается грубой реальностью, соединяет несоедини­мое — поручика Пирогова и художника Пискарева. «Странно играет нами судьба, странные происшествия случаются на Невском проспекте!» — не раз восклицает Гоголь в этой повести.

В финале автор вновь возвращается к Невскому про­спекту, чтобы сорвать с него красивые покровы и выска­зать всю ненависть к городу с его продажностью и равно­душием ко всему прекрасному и даже к человеку. Этот гневный монолог автора подготовлен всем предшествующим рассказом, каждым эпизодом повести. Петербург в повести Гоголя предстает городом неоднозначным. Писа­тель подчеркивает противоречие между его видимостью и сущностью:«...все не то, чем кажется».

Вспомним слова В. Г. Белинского: «Отличительный характер повестей Н. В. Гоголя - простота вымысла, народность и комическое одушевление, всегда побеждае­мое глубоким чувством уныния. Причина всех этих ка­честв заключается в одном источнике:" Гоголь — поэт, гражданин жизни действительной..."


 
Яндекс.Метрика