Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Сочинения Ф. М. Достоевский Тема "маленького человека" в произведениях Ф.М. Достоевского.

Тема "маленького человека" в произведениях Ф.М. Достоевского.

(1 голос, среднее 5.00 из 5)

Тема "маленького человека" впервые была затронута в творчестве А.С.Пушкина   ("Станционный   смотритель"),   Н.В.Гоголя   ("Шинель"), М.Ю.Лермонтова ( "Герой нашего времени"). Герои произведений этих выдающихся писателей Самсон Вырин,  Акакий  Акакиевич,  Максим  Максимович стали нарицательными, а тема прочно вошла в русскую литературу.

Ф.М. Достоевский является  не  просто  продолжателем традиций в русской литературе,  но становится автором одной ведущей темы  -  темы "бедных людей",  "униженных и оскорбленных". Поэтому творчество Достоевского так цельно тематически. Достоевский как бы говорит своим творчеством, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко не стоял, имеет право на сочувствие и сострадание.

Как многие выдающиеся русские писатели, Достоевский уже в первом  романе  "Бедные  люди"  обращается  к теме "маленького человека".

Главный герой романа - Макар Девушкин - бедный чиновник,  придавленный горем,  нуждой  и  социальным бесправием.  Как и Гоголь в повести "Шинель", Достоевский обратился к теме бесправного, безмерно униженного и забитого "маленького человека", живущего своей внутренней жизнью в условиях, грубо попирающих достоинство человека.

Сам Достоевский писал: "Все мы вышли из "Шинели" Гоголя".

Гуманистическая направленность "Бедных людей" была замечена  критикой. Белинский восторженно приветствовал Достоевского:  "Это талант необыкновенный и самобытный,  который сразу, еще первым произведением своим, резко отделился от всей толпы наших писателей...".

Социальная тема,  тема "бедных людей", "униженных и оскорбленных",  была продолжена автором в "Преступлении и наказании". Здесь она прозвучала еще сильнее.  Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспросветной нищеты. Местом действия Достоевский выбрал самую грязную часть старого Петербурга, клоаку столицы. И на фоне этого пейзажа разворачивается перед нами жизнь семьи Мармеладных.

Судьба этой семьи тесно переплетается с судьбой  главного  героя, Родиона Раскольникова. Спивается с горя и теряет человеческий облик чиновник Мармеладов,  которому больше "некуда идти" в жизни. Измученная нищетой,  погибает от чахотки жена Мармеладова,  Екатерина Ивановна.  Соня выпущена на улицу торговать  своим  телом,  чтобы  спасти семью от голодной смерти.

Тяжела судьба  и семьи Раскольникова.  Его сестра Дуня,  желая помочь брату,  готова пожертвовать собой и выйти замуж за богача Лужина, к которому она чувствует отвращение.

Другие персонажи  романа,  в  том числе и эпизодические фигуры несчастных людей,  встречающиеся Раскольникову на  улицах  Петербурга, дополняют эту общую картину безмерного горя.

Раскольников понимает,  что  жестокая сила,  создающая в жизни тупики для бедняков и бездонное море страданий,  - это деньги. И чтобы их  раздобыть,  он идет на преступление под влиянием надуманной идеи о "необыкновенных личностях".

Федор Михайлович Достоевский создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вглядывался в душу так называемого "маленького человека" и открыл в нем  залежи  огромного духовного богатства,  душевной щедрости и красоты,  не сломленных тяжелейшими условиями жизни.  И это было  новым  словом  не только в русской, но и во всей мировой литературе.

Достоевский -  гениальный  писатель, рассматривающий  больные стороны современного ему общества и  рисующий  живые  картины  русской действительности.  Созданные автором образы "маленьких людей", проникнуты духом протеста против социальной несправедливости,  против унижения человека и верой в его высокое призвание.

Миропонимание Достоевского  базируется  на  одной непреходящей фундаментальной ценности - на любви к человеку, на признании духовности человека за главное.  И все искания Достоевского направлены на создание лучших, достойных человека условий его жизни.

Тема "маленького человека" в произведениях Ф.М. Достоевского.
 
 
Тема "маленького человека" впервые была затронута в творчестве А.С.Пушкина   ("Станционный   смотритель"),   Н.В.Гоголя   ("Шинель"), М.Ю. Лермонтова( "Герой нашего времени"). Герои произведений этих выдающихся писателей Самсон Вырин,  Акакий  Акакиевич,  Максим  Максимович стали нарицательными, а тема прочно вошла в русскую литературу.
Ф.М.Достоевский является  не  просто  продолжателем традиций в русской литературе,  но становится автором одной ведущей темы  -  темы "бедных людей",  "униженных и оскорбленных". Поэтому творчество Достоевского так цельно тематически. Достоевский как бы говорит своим творчеством, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко не стоял, имеет право на сочувствие и сострадание.
Как многие выдающиеся русские писатели, Достоевский уже в первом  романе  "Бедные  люди"  обращается  к теме "маленького человека". Главный герой романа - Макар Девушкин - бедный чиновник,  придавленный горем,  нуждой  и  социальным бесправием.  Как и Гоголь в повести "Шинель", Достоевский обратился к теме бесправного, безмерно униженного и забитого "маленького человека", живущего своей внутренней жизнью в условиях, грубо попирающих достоинство человека.
Сам Достоевский писал: "Все мы вышли из "Шинели" Гоголя".
Гуманистическая направленность "Бедных людей" была замечена  критикой.
Белинский восторженно приветствовал Достоевского:  "Это талант необыкновенный и самобытный,  который сразу, еще первым произведением своим, резко отделился от всей толпы наших писателей...".
Социальная тема,  тема "бедных людей", "униженных и оскорбленных",  была продолжена автором в "Преступлении и наказании". Здесь она прозвучала еще сильнее.  Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспросветной нищеты. Местом действия Достоевский выбрал самую грязную часть старого Петербурга, клоаку столицы. И на фоне этого пейзажа разворачивается перед нами жизнь семьи Мармеладных.
Судьба этой семьи тесно переплетается с судьбой  главного  героя, Родиона Раскольникова. Спивается с горя и теряет человеческий облик чиновник Мармеладов,  которому больше "некуда идти" в жизни. Измученная нищетой,  погибает от чахотки жена Мармеладова,  Екатерина Ивановна.  Соня выпущена на улицу торговать  своим  телом,  чтобы  спасти семью от голодной смерти.
Тяжела судьба  и семьи Раскольникова.  Его сестра Дуня,  желая помочь брату,  готова пожертвовать собой и выйти замуж за богача Лужина, к которому она чувствует отвращение.
Другие персонажи  романа,  в  том числе и эпизодические фигуры несчастных людей,  встречающиеся Раскольникову на  улицах  Петербурга, дополняют эту общую картину безмерного горя.
Раскольников понимает,  что  жестокая сила,  создающая в жизни тупики для бедняков и бездонное море страданий,  - это деньги. И чтобы их  раздобыть,  он идет на преступление под влиянием надуманной идеи о "необыкновенных личностях".
Федор Михайлович Достоевский создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вглядывался в душу так называемого "маленького человека" и открыл в нем  залежи  огромного духовного богатства,  душевной щедрости и красоты,  не сломленных тяжелейшими условиями жизни.  И это было  новым  словом  не только в русской, но и во всей мировой литературе.
Достоевский -  гениальный  писатель,  рассматривающий  больные стороны современного ему общества и  рисующий  живые  картины  русской действительности.  Созданные автором образы "маленьких людей", проникнуты духом протеста против социальной несправедливости,  против унижения человека и верой в его высокое призвание.
Миропонимание Достоевского  базируется  на  одной непреходящей фундаментальной ценности - на любви к человеку, на признании духовности человека за главное.  И все искания Достоевского направлены на создание лучших, достойных человека условий его жизни.

 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика

Пример HTML-страницы