Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Сочинения Ф. М. Достоевский Своеобразие гуманизма Ф. М. Достоевского (на примере романа "Преступление и наказание")

Своеобразие гуманизма Ф. М. Достоевского (на примере романа "Преступление и наказание")

(7 голоса, среднее 4.71 из 5)

В 1866 году Достоевский пишет роман «Преступление и наказание». В названии обозначена тема, названы те нравственные категории, о которых будет рассуждать ав­тор. Проблема совершения человеком преступления давно волновала Достоевского. Как же она решается в романе?

Сюжет романа таков: молодой студент Родион Расколь­ников, сам бедствующий и страдающий от сознания бед­ствий матери и сестры, решается на убийство старухи-про­центщицы. Во время расследования его вина остается недо­казанной, но под влиянием жизненных обстоятельств он признается в совершении убийства и попадает на каторгу.

Из-за чего же Раскольников решился на преступле­ние? Не из-за бедности и голода. Его умом владела идея «разрешения крови по совести». Весь роман есть движе­ние этой идеи.

Теория Раскольникова возникла как протест против несправедливости действительности, против царящего порядка ЖИЗНИ в Петербурге. Несчастные судьбы мате­ри, сестры, Сонечки Мармеладовой толкнули его на пре­ступление. «Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощью посвятить потом себя служению всему челове­честву и общему делу», - размышлял Раскольников. Человек необыкновенный, по мысли Раскольникова, имеет право переступить «через иные препятствия» для блага человечества.

После убийства старухи и Лизаветы, которая случай­но оказалась в квартире, Раскольникова охватило «мрач­ное ощущение мучительного бесконечного уединения и отчуждения». Нравственные страдания Раскольникова нельзя назвать раскаянием. Он не признает свой посту­пок преступлением; третья часть романа повествует о борьбе Раскольникова и Порфирия Петровича, пристава следственных дел, который догадался, что именно Раскольников совершил убийство. Но, как мысленно вос­клицает Раскольников: «нет улик!».

Что же привело Родиона Раскольникова к признанию своей вины? Конечно, это мировоззрение Сонечки Мар-меладовой, которая относилась ко всем с состраданием и которая смогла открыть Раскольникову путь к новой, другой жизни, к возрождению.

Достоевский - певец «униженных и оскорбленных» -получил всемирное признание как великий писатель-гу­манист. Однако гуманизм Достоевского отличен от тра­диционного   «человеколюбия».

Уже первый идеолог русской литературы В. Г. Белин­ский отстаивал: крестьянин — тоже человек. Совокуп­ность социально-исторических и духовно-нравственных причин (Отечественная война 1812 года, движение де­кабристов, проблемы крепостничества, осознание роли народа в историческом движении) делает народ централь­ным понятием русского национального самосознания и, естественно, самосознания русской литературы XIX века. Значимость самой личности определяется теперь ее отно­шением к народу. Гуманизм включается в более широ­кую систему общественно-исторических и духовно-нрав­ственных ценностей,

Достоевский как великий гуманист думает не только о народе вообще, но и о человеке, об отдельной личности. Он поднимает образ человека в литературе до философии человека. Гуманизм не благодушие, а боль. Герой Достоев­ского будет уважать себя, лелеять свою чистоту и добро­порядочность до тех пор, пока случай не поставит перед его совестью зеркало. С этого момента считавший себя гуманистом будет ускорять шаги, чтобы не откликнуться на крик о помощи, проклинать себя за это, исповедо­ваться в недобрых мыслях, бичевать душевные слабости, проводить «пробу».

Мучительные духовные поединки, страстные моноло­ги, обнажающие изнанку души, — все это было непри­вычным для «традиционного» гуманизма.

Целью Достоевского было вывести сферу подсознания, где правят смутные эмоции и инстинкты, в мир жизнен­ного действия. Его автор «Преступления и наказания» называл «фантастическим». Фантастический реализм Достоевского предстает в двух слагаемых. «Реализм» от­того, что это верно соответствует психологии бытия че­ловека. «Фантастический» — оттого, что скользящие тени в текущей жизни Достоевский представил как явь.

В жизни люди говорят и ведут себя иначе, чем гово­рят и поступают в романах Достоевского. Но они так думают наедине с собой, инстинктивно так чувствуют. И этот мир тайных эмоций писатель выводит в свет как неоспоримую реальность. И будто не люди разговарива­ют, а общаются их души, спорят их идеи. В будущем оказалось, что разговоры эти не были выдуманы Достоев­ским: идеи, мысли, инстинкты и эмоции стали нагляднее и острее отзываться в действительности XX века — в образе жизни, социальных конфликтах.

В сущности, вся гениальная серия романов Достоев­ского, от «Преступления и наказания» до «Братьев Ка­рамазовых», относится к эпохе 60—70-х годов, эпохе от­мены крепостного права в России. И все вопросы, свя­занные с владением людьми, «живыми душами», как и ответственность за выбор страной новых путей, — все это больные «русские» вопросы. Достоевский недобро отзывался о революции 1789 года, но лозунг «свободы, равенства, братства», по-особому читавшийся в русских условиях, всегда был для него главным средоточием го­рячо разделяемых или яростно отвергаемых им идей.

Достоевский был величайшим защитником идеала сво­боды, понимаемого им как беспрепятственная свобода личности. В пору реформ 1861 года это не было отвле­ченной теорией. Но он подверг этот идеал свободы мучи­тельному экзамену, угадав в нем противоборство добра и зла. Будет ли счастлив человек, если получит свободу? Как распорядится ею? Чем обернется для него эта сво­бода? Вот лишь часть ядовитых вопросов, адресованных Достоевским человеку, который желал бы, хотя бы и вопреки всему свету, пожить «по своей волюшке». Рас­кольников хочет быть свободным и доказать, что он «не тварь дрожащая» и «власть имеет». Но эта власть — свобода для себя при несвободе для других. Она и есть путь к преступлению.

Такой же проверке подвергает Достоевский идеал ра­венства. В социальном равенстве его отпугивает покуше­ние на индивидуальность, погибель для яркого цветения жизни. Если в будущем все сильные умы будут «погаше­ны в зародыше», а таланты приведены к общему знаме­нателю, то нужно ли людям такое равенство? А что если равенство вообще не совместимо со свободой, поскольку все неравно в природе?

Но что влечет Достоевского сильнее всего и как бы разрешает для него противоречия свободы и равенства — это братство. Люди все разные по своей природе, но они изменяются больше, переступив порог совести, заглушив в себе голос справедливости и добра. Палачами не рож­даются. Несмотря на незавидную судьбу добра в мире, велика ответственность всякого человека за себя. Обуз­дать в себе силы природы, а они дремлют в каждом, — немалый душевный труд и духовная задача.

Ф. М. Достоевский открыл новый этап истории и во многом определил ее лицо, пути и формы ее дальнейшего развития. Подчеркнем, что Достоевский не просто вели­кий писатель, но и огромной важности событие в исто­рии духовного развития человечества. Едва ли не вся мировая культура суммированно присутствует в его твор­честве, в его образах, в его художественном мышлении. И не просто присутствует: она нашла в Достоевском сво­его гениального преобразователя, открывшего собой но­вый этап художественного сознания в истории мировой литературы.

Произведения Достоевского и сегодня остаются остро­современными, потому что писатель мыслил и творил в свете тысячелетий истории. Он был способен воспринять каждый факт, каждое явление жизни и мысли как новое звено в тысячелетней цепи бытия и сознания. Ведь если любое, даже «малое» сегодняшнее событие или слово вос­принимается как звено в практическом и духовном дви­жении истории, это событие и это слово приобретают абсолютное значение и становятся достойным предметом творчества. Знаменательно, что западная литература ос­ваивала соотношение понятий «индивид» и «нация», а Достоевский поставил перед русской литературой реаль­ности — «личность» и «народ».

Исключительная острота и внутренняя напряженность мысли, особая насыщенность действием, которые свой­ственны его произведениям, созвучны внутренней напря­женности жизни нашего времени. Достоевский никогда не изображал жизнь в ее спокойном течении. Ему свой­ствен повышенный интерес к кризисным состояниям и общества и отдельного человека, что является на сегод­няшний день самым ценным в писателе.

Художественный мир Достоевского — это мир мысли и напряженных исканий. Те же социальные обстоятель­ства, которые разъединяют людей и порождают в их ду­шах зло, активизируют, согласно диагнозу писателя, их сознание, толкают героев на путь сопротивления, про­буждают у них стремление всесторонне осмыслить не толь­ко противоречия современной им эпохи, но и итоги и перспективы всей истории человечества, пробуждают их разум и совесть, их гуманизм.

Произведения писателя насыщены философской мыс­лью, столь близкой людям нашего времени, и родствен­ны лучшим образцам литературы XX века.

Достоевский необычайно чутко, во многом пророчес­ки выразил выросшую уже в его время и еще больше возросшую сегодня роль идей в общественной жизни.

Одной из главных проблем, мучивших Достоевского, была идея воссоединения народа, общества, человечества, и вместе с тем он мечтал об обретении каждым человеком внутреннего единства и гармонии. Он мучительно осознавал, что в мире, в котором он жил, необходимые людям единство и гармония нарушены — и во взаимоотношени­ях людей с природой, и во взаимоотношениях внутри общественного и государственного целого, и в каждом человеке отдельно.

Эти вопросы, занимавшие центральное место в кругу размышлений Достоевского-художника и мыслителя, при­обрели особое значение в наши дни. Сегодня особенно остро встала проблема о путях межчеловеческих связей, о создании гармонического строя общественных и нрав­ственных отношений и о воспитании полноценного, здо­рового духовно человека-гуманиста.


 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика

Пример HTML-страницы