Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Сочинения Ф. М. Достоевский Петербург в романе Достоевского "Преступление и наказание"

Петербург в романе Достоевского "Преступление и наказание"

(6 голоса, среднее 5.00 из 5)

Петербург занимает важное место в произведениях Ф. М. Достоевского. Сам писатель учился в этом городе и провел там большую часть жизни. В романе «Преступ­ление и наказание» Достоевский не описывает архитек­турных красот города и уделяет мало внимания его обли­ку. Зато писатель прекрасно передает саму атмосферу го­рода, ощущения людей, живущих в нем.

Сдавленное пространство примыкающих к Сенной пло-щади кварталов, темные дворы, черные лестницы — таков Петербург Раскольникова. Герой просто не замечает горо­да, он слишком поглощен своими тяжелыми мыслями.

В романе «Преступление и наказание» Достоевский по­казал жизнь в Петербурге «маленького» человека, задав­ленного нищетой. Ведь в произведении даже не упомина­ется знаменитый Невский проспект — бедноте там нет места. А где обитают обездоленные? Мы видим, как, по­лучив от Алены Ивановны деньги, Раскольников направ­ляется в распивочную, расположенную в каком-то подва­ле. Отвратительная еда, смрад, и «все это до того пропи­тано винным запахом, что, кажется, от одного воздуха можно сделаться пьяным». Здесь же звучат отчаянные слова Мармеладова, чья жизнь загублена нищетой и пьян­ством: «А коли не к кому, коли пойти больше некуда?».

Действительно некуда, потому что условия, в которых живут эти люди, вряд ли можно назвать нормальными. Лишь раз, как в тумане, возникает Петербург перед Рас-кольниковым: «Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; даже духом немым и глу­хим полна была для него эта пышная картина». Здесь Петербург уже выступает как самостоятельный персонаж, виновник разыгрывающихся драм, враждебная людям сила.

Под вечер парного июльского дня, незадолго до захода солнца, уже бросающего свои косые лучи, из жалкой ка­морки «под самой кровлей высокого пятиэтажного дома» выходит в тяжкой тоске бывший студент Родион Школь­ников. Так начинается роман Ф. М. Достоевского «Пре­ступление и наказание». Уже в самом начале произведе­ния автор показывает нам гнетущую обстановку, которая будет окружать героев на протяжении всего действия.

С этого момента — без передышки, без покоя и отды­ха, в исступлении и задумчивости, в бреду и страхе — мечется по петербургским улицам, останавливается на мостах, заходит в грязные распивочные герой Достоев­ского Родион Раскольников. И все это время мы не пере­стаем ощущать присутствие рядом с ним неживого персо­нажа — огромного города.

Действие романа погружено в эпоху, прозванную «же­лезным веком». И не случайно Петербург у Достоевского становится ее олицетворением.

Ведь было два Петербурга. Один - город, созданный руками архитекторов, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, Петербург дворцовых переворо­тов и пышных балов, Петербург — символ величия и расцвета послепетровской России, поражающий нас сво­им великолепием и сегодня. Но был и другой, далекий и неизвестный нам, теперешним людям, Петербург — го­род, в котором люди живут в «клетушках», в желтых грязных домах с грязными темными лестницами, прово­дят время в маленьких душных мастерских или в смер­дящих кабаках и трактирах, город полусумасшедший, как и- большинство знакомых нам героев Достоевского.

Первый Петербург был воспет многими поэтами-лири­ками. Вот, например, бессмертные слова Пушкина о нем:

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державноетеченье, Береговой ее гранит...

А вот как описан второй Петербург, увиденный Дос­тоевским:   «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня всюду. Мрачен Петербург Достоевско­го. «...Духота, толкотня, всюду известна, леса, кирпич, пыль и... особая летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — так описывает Достоевский царившую в городе атмосфе­ру, — все это разом потрясло и без того уже расстроен­ные нервы юноши».

Эти два Петербурга несравнимы: Петербург трущоб как будто выжат весь в пользу Петербурга дворцов. И это та цена, которую должен заплатить город за свое видимое процветание. Ведь не будь этого несправедливо­го деления, в среднем мы получили бы посредственный, серый город, который не смог бы вдохновить собой писа­телей и поэтов, опутывая их своей магической философи­ей «двуличности».

При всем этом Петербург еще и поразительно замк­нут. Живущий в нем «закрыт от солнца» и от других людей, каждый — в своем «шкафу», в своей каморке. Город болен, и чудовищно больны его обитатели. Сама окружающая обстановка создает у человека чувство без­выходности и озлобления. Она стимулирует возникнове­ние самых невероятных и фантастических теорий: «Я тогда, как паук, в себе в угол забился. Я любил лежать и думать».

Город — прекрасный материал для раздумий, он под­талкивает мысль в определенном направлении и заража­ет человека идеями, больше похожими на бред. Чертой, по которой мы узнаем зараженного «болезнью большого города», является навязчивый желтый цвет. Желтые обои и мебель в комнате у старухи, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, «похожая на шкаф или сундук», каморка Раскольникова, желтоватые обои в комнате у Сони, мебель из желтого отполированного дерева в кабинете Порфирия Петровича. Эти детали под­черкивают безысходную атмосферу существования глав­ных действующих лиц романа, являются предвестница­ми недобрых событий.

Город, как зловещий демон, ищущий грешные души, опутал все вокруг своими черными сетями, в которые по­падают его обитатели. Он как бы отыгрывается на своих жертвах, высасывая из них недостающую ему энергию. И в эти мастерски расставленные ловушки попадают герои романа: Мармеладов спивается в грязной распивочной, Раскольников привязан нуждой к старухе-процентщице, Сонечка попала в когти Дарьи Францевны, «женщины злонамеренной и полиции многократно известной». Рас­кольников, совершив свое преступление, пошел не только против человеческой морали и своей совеети, он невольно нанес рану и городу, обрубив одно из его щупалец.

Многие блуждания главного героя происходят на за­кате. Это странная, призрачная пора, грань дня и ночи, самое болезненное время суток в Петербурге. Несоответ­ствующей географическому расположению Петербурга описана жара, которая усиливает вонь распивочных, лето не превращает столицу в город «Солнца», а только уси­ливает ее гнетущее воздействие на душу. Описание жары, невыносимой духоты приобретает символический смысл. Человек задыхается в этом городе.

В душных темных комнатах погибают надежды и мечты о счастье и рождаются зловещие теории, разрешающие «кровь по совести». На грани безумия оказывается Раскольников, кончает с собой Свидригайлов, сходит с ума Катерина Ива­новна. Трагическое ощущение бессмысленности и враждеб­ности жизни отличает описание Петербурга — города одино­чества в романе «Преступлениеи наказание».

Нигде нет теплоты человеческого общества, домашне­го уюта. Необъяснимый холод чувствует в столице Рас­кольников. Несчастье обитателей Петербурга ломает судь­бы героев, приводит их к предельному отчаянию. Не слу­чайно действие романа отнесено к городу белых ночей, особенно располагающих к снам наяву. Именно сном ка­жется автору эта неестественная, призрачная жизнь сто­лицы, так разительно не похожая на норму человеческо­го бытия. Возрождение души Раскольникова немыслимо в такой обстановке, недаром совершенно иной пейзаж возникает в эпилоге романа.

Это — иной, неведомый Расколышковумир, мир вечно обновляющейся Природы, и здесь, вместе с весною, охва­тывает его «необъятное ощущение полной и могучей жиз­ни». Начинается его новый путь, свободный от своеволия и бунта, путь любви и человеколюбия. И тут мы видим, что каторга — место, предназначенное по своей сути для ограничения человеческой свободы, оказывается местом более пригодным для свободного проявления человечес­кой личности, чем реальная «воля» большого города.

Ф. М. Достоевский считал, что большой город - дья­вольское создание цивилизации — имеет на душу челове­ка пагубное влияние. Настойчиво и подробно писатель исследует в романе закоулки и грязные улицы, их мер­зость и смрад, запыленный городской камень, от которо­го нигде нет спасения. Город — трагическая судьба чело­века. Петербург, который так изумительно чувствовал и описывал Достоевский, порожден человеком в его отще­пенстве и скитательстве.

История преступления и наказания Раскольникова про­исходит в Петербурге. И это не случайно: самый фантас­тический на свете город порождает самого фантастическо­го героя. В мире Достоевского место, обстановка, природа неразрывно связаны с героями, составляют единое целое. Только в мрачном и таинственном Петербурге могла заро­диться «безобразная мечта» нищего студента, и Петер­бург здесь не просто место действия, не просто образ — Петербург участник преступления Раскольникова.

Это относится и к описанию Достоевским природы. Мир, окружающий человека, всегда дается как часть лич­ности этого человека, становится как бы внутренним пей­зажем человеческой души, в немалой степени определяет человеческие поступки. В душе Раскольникова-убийцы так же «холодно, темно и сыро», как в Петербурге, и «дух немой и глухой» города звучит в Раскольникове как тоскливая песня одинокой шарманки. Мир героев романа «Преступление и наказание» тре­вожно непривычен. Почти все центральные фигуры ро­мана — социально отверженные, главный герой и его избранница - это «убийца и блудница». Это живые, но изуродованные люди, они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно.

В романе почти все - «бывшие». Раскольников - «быв­ший студент», Мармеладов - бывший чиновник, Соня -бывшая барышня, малыши Катерины Ивановны - быв­шие «дворянские дети», которых нищета выгоняет на улицу просить милостыню. Вполне естественно, что герои Досто­евского отторгнуты, нет у них нормального семейного оча­га, своего крова, все люди в романе - осиротевшие облом­ки распавшихся семей. Все они Мармеладовы: Соня, Рас­кольников, Дуня, Пульхерия Александровна - существу­ют на чужом месте и временно. Мы встречаем их на по­стое в номерах, в углах, на временном пристанище у зна­комых. Многие из них бывают изгнанными и с того слу­чайного места, почти все они вольные или невольные «веч­ные странники». Нет у них и душевного покоя. Настрой у большинства героев отрицательный.

Перед нами на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходного отчаяния. Вот женщина бросается с моста в реку. Вот пьяный, опустившийся, полубезумный, но тем не менее ясно понимающий ужас и безвыходность своего положения Мармеладов. Вот Кате­рина Ивановна с детьми на улице. Нищие, они вынужде­ны просить милостыню.

То и дело страшные картины сменяются еще более ужасными.

Эти картины — неизбежная принадлежность петер­бургской жизни. Герои Достоевского попадают в такие жизненные тупики, из которых есть только один выход — смерть. Зловещая тень города накрывает его обитателей -героев романа Достоевского, подавляет и порабощает их, заставляя жить по своим законам.


 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика

Пример HTML-страницы