Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Сочинения А. П. Чехов Прошлое, настоящее и будущее России в пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад"

Прошлое, настоящее и будущее России в пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад"

(7 голоса, среднее 4.57 из 5)

В произведениях Чехова ярко отрази­лось
русское искание веры, тоска о высшем смысле жизни,
мятущееся беспокойство русской души,
ее боль­шая совесть.
М. А. Булгаков

Эпоха наибольшего обострения социальных отноше­ний, бурного общественного движения, подготовки пер­вой русской революции нашла отчетливое отражение в последнем крупном произведении писателя — пьесе «Виш­невый сад ». Чехов видел рост революционного сознания народа, его недовольство самодержавным режимом.

Общедемократическая позиция Чехова сказалась в «Вишневом саде»: персонажи пьесы, находясь в больших идейных столкновениях и противоречиях, до открытой вражды не доходят. Однако в пьесе в резко критическом плане показан мяр дворянско-буржуазный и в светлых тонах обрисованы люди, стремящиеся к новой жизни.

Чехов откликается на самые злободневные запросы времени. Пьеса «Вишневый сад», являясь завершением русского критического реализма, поразила современни­ков своей необычной правдивостью и выпуклостью изоб­ражения.

Хотя «Вишневый сад» основан целиком на бытовом материале, в нем быт имеет обобщающее, символическое значение. Это достигнуто драматургом благодаря исполь­зованию «подводного течения». Не сам по себе вишневый сад в центре внимания Чехова: символический сад — это вся родина («вся Россия - наш сад»)- Поэтому темой пьесы является судьба родины, ее будущее. Уходят со сцены старые хозяева ее — дворяне Раневские и Гаевы, приходят на смену капиталисты Лопахины. Но их гос­подство недолговечно, ибо они — разрушители красоты.

Придут настоящие хозяева жизни, и они-то превратят Россию в цветущий сад.

Идейный пафос пьесы — в отрицании дворянско-по-мещичьего строя как изжившего себя. Вместе с тем писа­тель утверждает, что буржуазия, приходящая на смену дворянству, несмотря на ее жизнеспособность, несет с со­бой разрушение и угнетение. Чехов верит, что придут новые силы, которые перестроят жизнь на основах спра­ведливости и гуманности.

Прощание новой, молодой, завтрашней России с про­шлым, отжившим, обреченным на скорый конец, уст­ремление к завтрашнему дню родины — в этом и заклю­чается содержание «Вишневого сада».

Особенность пьесы в том, что она основана на показе столкновений людей, являющихся представителями разных социальных слоев — дворян, капиталистов, разночинцев и народа, но столкновения их не являются враждебными. Главное здесь не в противоречиях имущественного поряд­ка, а в глубоком раскрытии душевных переживаний персо­нажей. Раневская, Гаев и Симеояов-Пищик составляют груп­пу поместных дворян. Работу драматурга осложнило то, что в этих героях надо было показать и'положительные качества. Гаев и Пищик добры, честны и просты, а Ранев­ская наделена и эстетическими чувствами (любовью к му­зыке и природе}. Но вместе с тем все они безвольны, безде­ятельны, неспособны к практическим делам.

Раневская и Гаев — хозяева имения, «прекраснее ко­торого нет ничего на свете», как говорит один из героев пьесы, Лопахин, — восхитительного имения, красота которого заключена в поэтическом вишневом саде. «Хозя­ева» довели имение своим легкомыслием, полнейшим не­пониманием реальной жизни до жалкого состояния, пред­стоит продажа имения с торгов. Разбогатевший кресть­янский сын, купец Лопахин, друг семьи, предупреждает хозяев о предстоящей катастрофе, предлагает им свои проекты спасения, призывает думать о грозящей беде. Но Раневская и Гаев живут иллюзорными представлениями. Оба проливают множество слез о потере своего виц> невого сада, без которого, как они уверены, не смогут жить. Но дело идет своим чередом, происходят торги, и Лопахин сам: покупает имение.

Когда беда свершилась, выясняется, что никакой осо­бенной драмы для Раневской и Гаева не происходит. Ра­невская возвращается в Париж, к своей нелепой «люб­ви», к которой она и без того вернулась бы, несмотря на все ее слова, о том, что она не может жить без родины и без вишневого сада. Гаев тоже примиряется с происшед­шим. «Ужасная драма», которая для ее героев, однако, вовсе не оказалась драмой по той простой причине, что у них вообще в:е может быть ничего серьезного, ничего дра­матического.

Купец Лопахин олицетворяет собой вторую группу об­разов. Ему особое значение придавал Чехов: «...роль Ло-вахина центральная. Если она не удастся, то значит и пьеса вся провалится».

Лопахин приходит на смену Раневским и Гаевым. От­носительную прогрессивность этого буржуа драматург настойчиво подчеркивает. Он энергичен, деловит, умен и предприимчив; он работает «с утра до вечера». Его прак­тические советы, если бы Раневская приняла их, спасли бы имение. У Лопахина «тонкая, нежная душа», тонкие пальцы, как у артиста. Однако он признает лишь утили­тарную красоту. Преследуя цели обогащения, Лопахин уничтожает .красоту — вырубает вишневый сад.

Господство Лопахиных преходяще. Им на сцену при­дут новые люди — Трофимов и Аня, составляющие тре­тью группу персонажей. В них воплощается будущее.

Именно Трофимов произносит приговор «дворянским гнездам». «Продано ли сегодня имение, — говорит он Раневской, — или не продано — не все ли равно? С ним давно уже покончено, нет поворота назад...»

В Трофимове Чехов воплотил устремленность в буду­щее и преданность общественному долгу. Это он, Трофи­мов, прославляет труд и призывает трудиться: «Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близ­ким, понятным, только вот надо работать, помогать все­ми силами тем, кто ищет истину».

Правда, конкретные пути к изменению общественного устройства Трофимову не ясны. Он лишь декларативно зовет к будущему. И драматург наделил его чертами чу­даковатости (вспомним эпизоды поисков калош и паде­ния с лестницы). Но все же его служение общественным интересам, его призывы пробуждали окружающих людей и заставляли смотреть вперед.

Трофимова поддерживает Аня Раневская, девушка поэтичная и восторженная. Петя Трофимов призывает Аню перевернуть жизнь.

Связи Ани с простыми людьми, ее размышления по­могли ей подметить несуразность, нескладицу того, что она наблюдала вокруг. Беседы с Петей Трофимовым уяс­нили ей несправедливость окружающей ее жизни.

Под влиянием бесед с Петей Трофимовым Аня пришла к выводу, что родовое поместье ее матери принадлежит народу, что владеть им несправедливо, что нужно жить трудом и работать на благо обездоленного люда.

Восторженную Аню захватили и увлекли романтичес­ки-приподнятые речи Трофимова о новой жизни, о буду­щем, и она стала сторонницей его верований и мечтаний.

Аня Раневская — одна из тех, которые, поверив в правду трудовой жизни, расстались со своим классом. Ей не жаль вишневого сада, она уже не любит его, как преж­де; она поняла, что за ним стоят укоряющие глаза лю­дей, насадивших и взрастивших его.

Умная, честная, кристально чистая в своих помыслах и желаниях, Аня с радостью покидает вишневый сад, старый барский дом, в котором провела детство, отроче­ство и юность. Она с восторгом произносит: «Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!»

Но представления Ани о новой жизни не только ту­манны, но и наивны. Обращаясь к матери, она говорит: «Мы будем читать в осенние вечера, прочтем много книг, и перед нами откроется новый, чудесный мир...»

Путь Ани к новой жизни будет до крайности труд­ным. Ведь она практически беспомощна: привыкла жить, приказывая многочисленной прислуге, в полном изоби­лии, беззаботно, не думая о насущном хлебе, о завтраш­нем дне. Она не обучена никакой профессии, не приготов­лена к постоянному, упорному труду и к повседневным лишениям в самом необходимом. Устремленная к новой жизни, она по образу жизни и привычкам осталась ба-рышней дворянско-поместного круга.

Возможно, что Аня не выдержит искуса новой жизни и отступит перед ее испытаниями. Но если она найдет в себе необходимые силы, то ее новая жизнь будет в учебе, в просвещении народа и, может быть (кто знает!), в по­литической борьбе за его интересы. Ведь она поняла и запомнила слова Трофимова, что искупить прошлое, по­кончить с ним «можно только страданием, только необы­чайным, непрерывным трудом».

.-Предреволюционная политизированная атмосфера, в которой жило общество, не могла не отразиться на вос­приятии пьесы. «Вишневый сад» сразу же был понят как самая социальная пьеса Чехова, воплотившая в себе судьбы целых классов: уходящего дворянства, пришедшего ему на смену капитализма и уже живущих и действующих людей будущего. Этот поверхностный подход к пьесе был подхвачен и развит литературоведением советского пери­ода.

Однако пьеса оказалась намного выше тех политичес­ких страстей, которые разгорелись вокруг нее. Уже со­временники отмечали философскую глубину пьесы, отме­тая ее социологическое прочтение. Издатель и журна­лист А. С. Суворин утверждал, что автор «Вишневого сада» сознает, что «разрушается нечто очень важное, раз­рушается, может быть, по исторической необходимости, но все-таки это трагедия русской жизни».

Изготовление упаковки, контейнеров, пленки в компании u2b.ru широко известной на отечественном рынке оборудования и материалов для упаковки, продукция которой пользуется неизменно высоким спросом.


 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика