Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Сочинения А. П. Чехов Осуждение пошлости и душевной черствости в рассказах А. П. Чехова

Осуждение пошлости и душевной черствости в рассказах А. П. Чехова

(0 голоса, среднее 0 из 5)

Страшно, страшно подумать,
сколько хороших,
только слабых волей людей губит пошлость,
как она сильно затя­гивает,
и потом уже не вырвешься.
Из писем читателей к Чехову

Годы молодости, которые Некрасов когда-то назвал «праздником жизни», сравнительно редко привлекают внимание Чехова-художника, но во всяком случае реже, чем, например, русских писателей первой половины XIX века. «Теперь нельзя брать героя моложе 30—35 лет», — говорил Чехов, противопоставляя своих героев 20-лет­ним Печорину и Онегину.

Один из самых интересных молодых героев, создан­ных Чеховым, - студент Иван Великопольский в рас­сказе «Студент». И рассказ этот писатель считал своей лучшей, «самой отделанной» вещью. Видимо, в «Студен­те» автору была дорога мысль о вечных духовных ценно­стях, сближающих людей не только самого разного соци­ального положения и культурного уровня, но и эпох, отдаленных друг от друга многими столетиями. Мысль эта выражена в рассказе лаконично и выразительно.

В холодный вечер страстной пятницы Иван Велико-польский, студент духовной семинарии, греясь у костра, рассказал двум крестьянкам-вдовам, матери и дочери, еван­гельский эпизод, предшествовавший описанию «страстей господних». На тайной вечере апостол Петр, ученик и соратник Христа, как говорится в евангельском сказании, поклялся в верности его учению, в готовности идти с ним на смерть, но тот в ответ произнес фразу: «Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня». Далее в Еван­гелии сказано, что в ту ночь, когда Христа допрашивали и избивали, Петр действительно трижды отрекся от него.

Но как только запел петух, он вспомнил слова учителя и горько зарыдал, каясь в своем предательстве.

Рассказ студента взволновал обеих крестьянок. При словах о том, что в тишине темного сада раздавались глухие рыдания Петра, старшая всхлипнула и «заслони­ла рукавом лицо от огня», словно стыдясь своих слез, а у младшей взгляд стал напряженным, «как у человека, который сдерживает сильную боль».

Эта реакция слушательниц, в свою очередь, взволно­вала и самого студента. Если в начале рассказа он шел темным лугом к костру в невеселом расположении духа и думал о том, что жизнь никогда «не станет лучше», то теперь для него настал миг прозрения. Он вдруг почувство­вал связь между слезами старой женщины, которая сиде­ла сейчас перед ним, и тем, что происходило, по еван­гельскому преданию, девятнадцать веков назад. И поду­мал, что правда и красота, «по-видимому, всегда состав­ляли главное в человеческой жизни и вообще на земле». В этом апофеозе правды и красоты «вообще на земле» есть какое-то особое, праздничное настроение; невольно вспоминается, что страстная неделя приближается к кон­цу» и те же люди, приютившиеся от непогоды у костра, встретятся в пасхальные дни. И вместе с тем совершенно бесспорно, что специфика евангельской легенды, к кото­рой обращается писатель в этом рассказе, подчинена ши­рокой общечеловеческой идее, более всего в этом произ­ведении нам дорога мысль художника о родстве челове­ческих душ, о том, что человек может найти себя и свое место в жизни через понимание чужих страданий, в об­щении с другими людьми.

Обретение смысла жизни, как мы увидим, останется мечтой лучших чеховских героев и в более поздние годы их жизни. Но как часто уже в молодости эта мечта начи­нает угасать и появляются приметы будущего погруже­ния личности в атмосферу пошлого существования.

Пытаясь понять чеховских героев, попавших в обсто­ятельства, подобные только что приведенным, нужно вникнуть в психологические мотивы, которые руководят ге­роями. И если вникнуть, то за внешним иногда бездей­ствием, за нежеланием таких героев практически сопро­тивляться враждебным им обстоятельствам обнаружится такая сила внутреннего сопротивления человека сложив­шемуся положению вещей, которая стоит открытой борь­бы. За внешней покорностью героев судьбе у Чехова очень часто слышен сдержанный протест, их страдания напо­минают, что во все времена человек жив «не хлебом еди­ным» и не удобствами быта (даже если этот быт пони­мать широко, включая сюда и приобщение к культуре и прогрессу), но еще очень важной потребностью — стрем­лением к душевной чистоте и подлинно нравственной жизни.

Внутренняя жизнь человека развивается в тесном об­щении с внешним миром. Чехов всегда учитывает эту зависимость, она у него определяет весь облик героя — и индивидуальный характер личности, и духовные ее за­просы.

Но между противоположностями в душе чеховских ге­роев большей частью нет мирного сосуществований. Если человек подчиняется силе обстоятельств и в нем посте­пенно гаснет способность к сопротивлению, то он в конце концов теряет все истинно человеческое, что было ему свойственно. Это омертвение человеческой души — самое страшное возмездие, которое воздает жизнь за приспо­собленчество.

Чиновник Николай Иванович Чимша-Гималайский, добрый и кроткий человек, любил деревенскую природу («Крыжовник»). Но тоска по деревне понемногу превра­тилась в навязчивую идею — купить «усадебку» с кры­жовником. Он мечтал: «Сидишь на балконе, пьешь чай, а на пруде твои уточки плавают, пахнет так хорошо, и... и крыжовник растет».

На достижение этой цели была истрачена молодость, ей в жертву была принесена жизнь жены, на которой Николай Иваныч женился из-за денег для покупки усадьбы (на любовь он уже был неспособен, ведь в нем заглохли все чувства, кроме одного — желания стать землевла­дельцем). И вот результат — это уже «не прежний роб­кий бедняга-чиновник, а настоящий помещик, барин». Он изменился внешне — «постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянулись вперед, — того и гляди хрюк­нет в одеяло». Изменился он и внутренне — стал не­уживчив, высокомерен и говорил важно, точно министр.

Душевное очерствение Николая Иваныча тем разитель­нее, что он от природы был добрый, мягкий человек, и поначалу его тоска о деревне могла даже показаться по­этической и вызвать у читателя сочувствие: сидя годами в казенной палате, он рвался на волю, на свежий воздух, грезил деревенской тишиной...

Мера душевного оскудения человека определяется, в частности, его отношением к прошлому — Николай Ива­ныч, поселившись в усадьбе, забывает, что его отец был солдат, а дед — крестьянин, и хвастает дворянством: «мы, дворяне», «я как дворянин».

На свинью похож не только Николай Иваныч, но и его собака, которой лень лаять, и голоногая толстая ку­харка. Крыжовник со своего участка, кислый и жесткий, он ест, приговаривая: «Ах, как вкусно! Ты попробуй!»

Новый земледелец стал равнодушным к чужим стра­даниям, к общественным интересам. Этот эгоизм и рав­нодушие, уход в мир своего «я», стремление ограничить все тремя аршинами земли осуждается Чеховым.

Имя Чехова в русской литературе стоит особняком. Всем своим творчеством писатель боролся против пошло­сти и мещанства. Лучшие герои Чехова — интеллигент­ные, думающие люди, души которых страдают в поисках гармонии и добра жизни. Антон Павлович призывает в каждом своем рассказе к поиску смысла жизни, душев­ной чистоты, возвышенным целям, состраданию: «Не ус­покаивайтесь, не давайте усыплять себя!., не уставайте делать добро... Счастья нет и не должно быть, а если в жизни есть смысл или цель, то смысл и цель эти вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!»

С восхищением говорит о великом русском писателе американец Эрскин Колдуэлл: «Антон Павлович Чехов был и несомненно останется на все времена, пока суще­ствует искусство слова, одним из величайших писателей мира. Его творения — это памятник, воздвигнутый его гению, и притом нетленный».

Интересно высказывание французского писателя Анд-ре Моруа: «Своим театром и своими рассказами Чехов указывает нам путь к более чистой жизни». В произве­дениях русского писателя Моруа видит призыв к свет­лому — чистому.

Ненавидя старый мир — мир пошлости и мещан­ства, — Чехов предвещал новую Россию, предсказывал свободную и счастливую жизнь.


 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика

Пример HTML-страницы