Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Сочинения А. П. Чехов Юмор и сатира в произведениях А. П. Чехова

Юмор и сатира в произведениях А. П. Чехова

(8 голоса, среднее 3.50 из 5)

На рубеже ХIХ — ХХ веков русская литература подарила миру целую плеяду замечательных прозаиков, талантливых драматургов и гениальных поэтов. Творчество некоторых из них, как, например, Льва Николаевича Толстого и Антона Павловича Чехова, заслуженно считается вершиной мировой литературы конца ХIХ — начала ХХ столетия. Их произведения, многогранно отражая окружающую действительность, стали художественным свидетельством того, что судьба человека — это прежде всего отражение судьбы общества.

Открытие тесной связи личных и общественных судеб оказалось исключительно важным для определения новых путей и возможностей развития критического реализма рубежа веков. Именно тогда произведения разных жанров стали художественным средством выражения социальных и духовных процессов эпохи, общественной психологии.

Изменения, которые происходили в системе критического реализма тех лет, нашли яркое и самобытное отражение в творчестве А. П. Чехова. Новаторская природа чеховского реализма, пронизанного сатирой, юмором и авторской иронией, была замечена и признана уже современниками писателя. Л. Н. Толстой подчеркивал, что Чехов создал новые, совершенно новые формы письма, и ставил чеховское творчество выше творчества И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского и своего собственного. Очевидна субъективность этой точки зрения, но полностью не согласиться с Толстым нельзя, потому что А. П. Чехов действительно обогатил русскую литературу значительными художественными открытиями.

Так, именно в его творчестве предметом изображения стали внешне незаметные движения души человека, изменения настроения, чувств, образа мысли. Кроме того, А.Чехов стремился представить человека под разными углами зрения: в самооценке, оценках окружающих, объективно, в отношениях с обществом, с близкими и посторонними ему людьми. Поэтому в его лаконичных, внешне незамысловатых произведениях человек представлен на фоне своего времени таким, каков он есть на самом деле.

Антон Павлович Чехов не был злым человеком. Его ранние рассказы, подписанные псевдонимом «Антоша Чехонте», проникнуты открытым, задорным, искрящимся юмором жизнелюбивого человека, который, сталкиваясь с несовершенством окружающего мира, весело над ним смеется.

Со временем отношение писателя к пошлости и фальши стало нетерпимым, а стремление пробудить в людях нравственность, сделать мир прекрасней — настоятельным. Отсюда мудрая ирония и горькая сатира в его произведениях начала ХХ века, значительно отличающихся по настроению от ранних произведений. Не случайно Максим Горький говорил, что в каждом из юмористических рассказов Чехова слышится «тихий, глубокий вздох чистого, истинно человеческого сердца, безнадежный вздох сострадания к людям, которые… живут, как рабы».

Чехов считал, что «тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть». Эти слова можно поставить эпиграфом ко всему творчеству писателя, а также к его знаменитым рассказам «Хамелеон», «Злоумышленник», «Смерть чиновника», «Ионыч», «О любви», «Крыжовник», «Человек в футляре», «Попрыгунья». Эти небольшие по объему рассказы — настоящая энциклопедия современной писателю жизни, на которую он смотрит то отстраненно, то с мудрой иронией, то с едкой сатирой. При этом за горьким смехом писателя легко угадываются его мучительные размышления над важнейшими нравственными и общественно-социальными проблемами времени.

Самая большая известность среди рассказов А. П. Чехова выпала на долю «Хамелеона» (1884). Главный герой рассказа стал своеобразным символом эпохи, отмеченной теми же чертами двоедушия, лжи, предательства, пустословия и произвола.

Многие эпизоды рассказа «Хамелеон», так же как и многие диалоги, кажутся нам смешными. Однако общее впечатление после прочтения этого небольшого произведения — тяжелое. Ведь перед нами средствами сатиры и юмора показана предельная степень нравственного падения человека, а значит, и общества, частью которого он является. Новаторство А. Чехова при этом проявилось в умении просто, точно и предельно кратко изобразить правду обыденной жизни. В «Хамелеоне», как и в «Злоумышленнике», за смешными мелочами быта, за анекдотическими ситуациями раскрывается глубокий смысл: все общество, вся окружающая действительность России рубежа двух веков прогнила, деградировала, растеряла последние основы нравственности.

В рассказе «Смерть чиновника» (1883) умирает маленький чиновник, привыкший унижаться и трепетать. Он прямой потомок Акакия Акакиевича, но А. П. Чехов относится к его личности, к его жизни и к его смерти совсем не так, как Н. В. Гоголь. Чехов смеется: смеется над душевной и духовной пустотой своего героя, над его образом жизни, над системой его материальных и нравственных ценностей. Писатель заражает этим смехом и нас, читателей, а смеясь над человеческими пороками, мы так или иначе задумываемся над своими.

Смеяться над смертью кощунственно, безнравственно, однако писатель находит возможность показать, что умирает не Человек, а... чиновник, настоящая пародия на человека. Собственно, рассказ именно об утрате людьми человеческой сути, души, а это страшно и смешно одновременно.

Гражданские мотивы чеховского юмора сначала не были понятны и оценены по достоинству. Первоначально его смех казался безобидным по сравнению, например, с едкой, социально-политической сатирой М. Е. Салтыкова-Щедрина. На деле же произведения А. П. Чехова отличались ярким гуманизмом, в основе которого лежало представление о совершенном человеке с его умом, талантом, вдохновением и свободой. Эта любовь к человеку и смягчала сатиру Чехова, делала ее приемлемой для читателей разного возраста и различных социальных слоев.

Чехов нам близок и понятен сегодня, потому что вопросы, поднятые в его произведениях, и художественные образы, типажи, описанные в рассказах разных лет, являются общечеловеческими, вненациональными, вечными. Так, проблематика рассказа «Ионыч», написанного в 1898 году, не утратила своей актуальности и в наши дни. Чехов исследует в этом рассказе процесс духовной капитуляции человека перед темными силами жизни, перед властью денег. И если вначале мы чувствуем доброе отношение автора к своему герою, то в финале образ доктора Старцева вызывает у читателя отвращение: с таким пафосом, злой сатирой и откровенной жесткостью описывает его Чехов. Семейство Туркиных тоже сначала описывается с добродушной иронией, зато позже мы видим уже сатиру на якобы интеллигентных людей, на их псевдоталантливость и лжепрогрессивность. Мы чувствуем сожаление автора по поводу угасших талантов, по поводу нравственной деградации и Старцева, и Туркиных, и всего их окружения. Все жители города С. погрязли в обывательщине, и это уже страшно, а не смешно.

Рассказ «Попрыгунья» (1892) также вызывает у нас гамму разноречивых чувств: сначала смех, тревогу, вызванную грустной иронией автора, а в конце — ужас от столкновения с беспощадностью и бездушием обыденной жизни. Попрыгунья — недалекая и бесчувственная героиня рассказа — становится причиной смерти скромного, талантливого человека, так и не сумевшего из-за своей доброты, любви и душевной деликатности противостоять пошлости окружающих его обывателей. Автору явно жаль доктора Дымова, но в то же время он обличает его бесхарактерность, иронизирует над его мыслями и поступками.

В 1898 году появляется «маленькая трилогия» А. П. Чехова — рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви». Здесь писатель пришел к обобщениям социально-исторического масштаба. Рассказ «Человек в футляре» — это жесткая сатира на сам принцип устройства государства; «Крыжовник» обличение бездумной и бездушной собственности, ставшей смыслом жизни. Рассказ «О любви» — сатира на людей, растерявших все лучшие человеческие качества, свои истинные чувства.

Идейным стержнем «маленькой трилогии» А. Чехова могут стать слова М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Я обратился к семье, к собственности, к государству и дал понять, что в наличности ничего этого уже нет».

В своих произведениях А. П. Чехов смеется над героями, иронизирует по поводу их поступков, едко высмеивает позицию жизни. Но «смех сквозь слезы» не был сверхзадачей автора. Главное, что увидел писатель в себе, в окружающих, в обществе того времени, — это отсутствие умения видеть добро и красоту в жизни, в человеке, в природе. А. Чехов поставил «бесталантность», «серость», пошлость в вину современности и всем пафосом своих произведений пытался внушить читателям отвращение к подобным явлениям.

Древняя истина гласит: «Человечество, смеясь, расстается со своим прошлым». Думается, смех А. П. Чехова и сегодня помогает людям избавляться от тех же недостатков, посмотрев глазами писателя на себя со стороны.


 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика

Пример HTML-страницы