Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная журнал Самообразование Оскудение и нищенство. (по поводу книги Е.Д. Максимова: «Происхождение нищенства и меры борьбы с ним»).

Оскудение и нищенство. (по поводу книги Е.Д. Максимова: «Происхождение нищенства и меры борьбы с ним»).

(4 голоса, среднее 5.00 из 5)

Нищенство и тесно связанное с ним бродяжество— эти проявление хронической болезни общественного организма, имеющие свою многовековую историю—и в наши дни, как и в дни былые, по прежнему продолжают привлекать к себе внимание благоприятно обставленной части общества и все еще вызывают вопрос об изыскание действительных мер борьбы, с ними.

А между тем борьба эта почти так же стара, как и само нищенство и тесно связанное с ним бродяжество. Ей известны все крайние и жестокие средства устрашения и, так называемого, исправительного воздействия,— смертная казнь, отдача в рабство, галеры, резанье ушей, клеймение, битьё кнутом, ссылка и проч. В её историческом ходе опыт прошлого обыкновенно мало служил руководящим указателем для настоящего и сменявшееся инициаторы и деятели борьбы мало пользовались уроками прошедшего, повторяя в существе, но, конечно, с различными вариантами, старые мотивы, которые, к сожалению, не перестают звучать и до сего дня.

Общее, что придавало и придает однородность, в существе, попыткам борьбы — это стремление принудить к работе насильственными, более или менее крутыми и суровыми мерами тех, которые, не имея никаких обеспеченных средств, тем не менее не работают, хотя бы, казалось, и могут работать, передвигаются с места на место я обращаются с просьбами и требованиями помощи к окружающим. При этом внимание, главным образом, обращалось и обращается на самые явления нищенства и бродяжества, которые рассматривались и рассматриваются, как общественная опасность, как школа преступления, тогда как особенности и свойства самих нищих бродяг и особенности их предшествовавших жизненных положений обыкновенно оставались и остаются в тени и почти не обращают на себя внимание. Все большею частью объясняется злою волею, свободным выбором и произвольною ленью. А между тем в этих то особенностях и свойствах деятелей нищенства и бродяжества и в особенностях их предшествовавших жизненных положений и находится мертвый узел вопроса. В виду этого, невольно рождается мысль, на сколько возможен успех борьбы с нищенством и бродяжеством, при господствующих воззрениях на её желательное направление и при существующей её постановке?

Непреложный закон ярко проявляющийся в многовековом опыте всего человечества, безустанно говорит и повторяет нам, что каждое явление без исключения, каково бы оно ни было, всегда имеет свои вполне достаточные причины или — что то же — свои вполне достаточные факторы, без наличности которых оно, как их следствие, как их производное, очевидно, не могло бы существовать. То же, конечно, имеет место и в области явлений нищенства и бродяжества.

Ближайшими, непосредственными причинами или факторами этих явлений, как и всх прочих явлений общественной жизни человечества, являются причины или факторы психологические, которые во всяком случае находятся в теснейших соотношениях с факторами физическими или органическими. Последнее, в свою очередь, постепенно складываются и развиваются под влиянием окружающей среды со всеми ее разнообразными особенностями. Поэтому, казалось бы, в вопросе о борьбы с нищенством и. бродяжеством прежде всего следует обратиться к тщательному ознакомлению со всеми производящими причинами или факторами этих явлений как непосредственными, ближайшими, личными, так и с посредственными, более отдаленными и глубокими и, достаточно выяснив и ознакомившись с ними, направить усилия на их устранение соответствующими к тому средствами, в основательной уверенности, что, с устранением или ослаблением причин, сами собою устранятся или уменьшатся и производимые этими причинами следствия. К величайшему сожалению, в области общественной политики ограничиваются большею частью воздействиями на самые следствия, почти не обращая внимания на производящие причины, которые в общественных явлениях, как было сказано, кроются непосредственно в особенностях действующих личностей, а посредственно — в условиях окружающей обстановки. С последними еще несколько считаются, что же касается серьезного счета с первыми,— с факторами внутренними, личными тех, на кого приходится воздействовать, то такой счет еще дело будущего, того будущего, когда один невооруженный здравый смысл будет признан недостаточным, и когда точные научные исследования и доставляемые ими данные, научно и оцениваемые, сделаются властными руководителями общественной политики. Этим и объясняются нередко появления грандиозных общественных проектов, совсем несогласованных с качествами того материала, из которого авторы проектов думают воздвигать задумываемые ими величественные здания. Одним из таких проектов был известный проект великого Наполеона «одним общим декретом нанести последний удар нищенству», чтобы «Франция представила зрелище страны, в котором нет нищих». Другим подобным же проектом был проект генералаVan den Bosch’а приложить руки бродяг и нищих к  обработке невозделываемых, по малому плодородию ландов и пустырей, которые, по мысли автора проекта, должны были превратиться в плодородные поля... Последние же, по проекту, должны были кормить своих обрабатывателей, делать их трудолюбивыми членами общества и возрождать к полезной жизни Эти проекты, не обоснованные на точном знание всех условий происхождения и свойств и особенностей тех лиц, с которыми им предстояло иметь дело, остались только прекрасными проектами, не воспрепятствовавшими нищенству и бродяжеству продолжать существовать и развиваться.

В виду этих и всех других примеров многовековой и поучительной борьбы с бродяжеством и нищенством с её практиковавшимися приемами, невольно приходится задумываться и спрашивать себя: что гонит всех этих людей на торную дорогу нищенства и бродяжества, на все унижение, все тяжелые невзгоды и лишения, связанные с нею? В чем кроется привычка поразительно-странно извращенных вкусов, побуждаюших людей отказываться от положения полноправной личности человека-гражданина и от всех соединяемых с ним гарантий её свободы и неприкосновенности и добровольно становиться в ряды, в полном смысле слова, отребье общества?

Стоить только поставить себе эти вопросы, придумать, а главное, беспристрастно прочувствовать их, чтобы решительно и без колебаний ответить, что не может быть и речи о добровольности, о вкусе и влечении при выборе жизненной карьеры бродяги и нищего, что при этом выборе должны действовать какие то стойкие и глубокие причины, которые, по выражению поэта, человека «на горе и срам осуждают», независимо от его желания. И в уме восстают при этом поэтичные образы из старой народной повести о горе - злосчастии, что идет за некоторыми людьми по пятам, что не дает им нигде покоя.

 

Полетел молодец ясным соколом,

А горе за ним 6елым кречетом;

Молодец полетел сизым соколом,

А горе за ним серым ястребом;

Молодец в поле ковыль -трава,

А горе пришло с косою острою,

Да еще злосчастье над молодцом насмеялося;

Молодец пошел пешь дорогою,

А горе под руку, под правую.

 



Обновлено 02.11.2014 14:19  
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика

Пример HTML-страницы