Главная журнал Самообразование Минусинский музей (По поводу 25-летия существования музея)

Авторизация



Яндекс.Метрика

Посетители

Сейчас 27 гостей онлайн

Статистика

Пользователи : 47
Статьи : 1221
Просмотры материалов : 4491456
Минусинский музей (По поводу 25-летия существования музея)
(0 голоса, среднее 0 из 5)
Автор: А. В. Андрианов   

Минусинск – и теперь маленький городок, находящийся в одном из самых глухих углов Сибири. Население его, в значительной части обитающее по заимкам и деревням, не превышает 10000 человек. Ядро этого населения, живущего в самом городе, состоит из земледельцев, ничем не отличающихся от крестьян, и кустарей-ремесленников, вырабатывающих овчины, шубы, катанки, войлоки, веревку и т. п. Купеческое сословие, вышедшее из этой же среды и крепко с нею связанное, отличается от нее лишь большим достатком, в к культурном отношении остается столь же нетронутым. Интеллигентной группой населения и группой малочисленной, являются чиновники, учителя и те единицы, которых осаждает здесь политическая ссылка, но в большинстве случаев эта группа, постоянно меняющихся в своем личном составе, с ядром населения ничем не связана и не имеет сколько нибудь значительного влияния. Образование, даже грамотность в Минусинске слабо развиты. Существующие для города две-три приходских школы, горовское училище и женская прогимназия для города и всего большого уезда удовлетворяют потребность в образовании небольшой группы населения, и то – для домашнего, так сказать, обихода. Среди гласных и теперь есть лица, по безграмотности которых подписываются под думскими постановлениями другие.

Вообще Минусинск, находясь в хороших физико-географических условиях, живет безбедною, сытою жизнью и материальными интересами, но отрезанный дальними расстояниями от умственных центров, еще не приобрел достаточной потребности в образовании, вкуса к умственным интересам.

И несмотря на это в Минусинске возникло, развивалось и достигло необыкновенного роста в течение 25 лет такое образовательное учреждение, как местный музей, который, по выражению автора доклада в Восточно-Сибирском отделе Географического общества Г. Н. Потанина, стал «чудом» Сибири.

Нельзя упускать из виду при оценки факта возникновения музея в Минусинске, что для того времени мысль об учреждении местного музея была совершенно новою; в Западной Европе такие музеи только что нарождались, в России их не было совсем. В 60-х годах, когда впервые мысль о местных музеях появилась на страницах русской печати, она встречала серьезных противников, доказывающих, что учреждение областных музеев задерживает рост центральных музеев, отнимает у них наиболее ценный в научном отношении материал и  раздробляя его, тем самым замедляет ход науки, а не содействует ей. Учреждение музея в Минусинске в этот момент было, таким образом, делом новым. У него не было ни предшественников, ни опыта, ни каких бы то ни было указаний, отсутствие которых само по себе делало чрезвычайно трудным осуществление такого предприятия. И тем не менее этот, первый по времени, опыт достиг такого развития, что стал образцом, для всех подобного рода учреждений.

Консерватор музея в Восточно-Сибирского отдела Географического общества, командированный в 1901 г. из Иркутска в Минусинск специально для ознакомления с местным музеем, в своем докладе «О современном состоянии Минусинского музея», прочитанном 10 января 1902 г. в публичном заседании Иркутского отдела, дает такую характеристику этого учреждения: «Минусинский музей – музей «местный», т. е. изучающий только небольшой прилегающий к нему район, в противоположность общим музеям; он является полным отражением всей совокупности жизни округа и поэтому поучителен для всякого среднего человека, вовсе не специалиста, который хочет познакомиться с окружающей его жизнью и обстановкой. У нас в России это – первый местный музей и является не только прототипом, но благодаря прекрасной постановке, - идеалом для других местных музеев… Минусинский «местный» музей по качеству и количеству собранных в нем научных богатств имеет значение не только местное, всесибирское, но и всеевропейское: его услуги для науки громадны, так как он дает богатый материал, проливающий новый свет на многие научные вопросы. Но наряду с этой неоценимой заслугой другая не менее великая – широкое образовательное его значение для местного общества. Местная фауна и флора, горные богатства, предметы быта населяющих страну инородцев и русских, вещи, принадлежавшие когда-то, в доисторические времена, жившим на месте племенам, продукты сельского хозяйства и промышленности, - весь этот полный и систематически расположенный материал является прекрасной школой для малого и для взрослого. Это – своего рода справочное бюро; это – хранилище сведений о местности… Музей широко открывает свои двери всем – нужно ли определить материал, горную породу, растение и т. д и т. д. Никому нет отказа. Музей, оказывается, нужен и золотопромышленнику, и купцу, и чиновнику, и учителю, любознательному туристу и ученому» Эта характеристика компетентного лица, но она слишком обща и потому незнакомому с музеем читателю не дает надлежащего о нем представления. Поэтому мы познакомим читателя, насколько позволяет отведенное нам место, с составом Минусинского музея, его функциями и значением и с краткой историей его развития.

Ко дню своего 25-его юбилея Минусинский музей является обладателем прежде всего самого большого и красивого в город каменного здания, специально приспособленного для размещения коллекций и притом на лучшем и самом видном участке земли. Собранные в этом здании коллекции состоят из 56503 предметов, которые распределены в XII групп.

За все время своего существования музей неуклонно преследовал задачу собирания материала для всестороннего изучения края и достиг в этом отношении таких поразительных результатов, что стал образцом для всех подобного рода учреждений, а в Сибири вызвал появление нескольких музеев в разных городах. Собирая материал по истории края, произведения природы и жителей, музей принес уже осязательную пользу как науке, так и обитателям этого края, ознакомив их с окружающими богатствами природы. При посредстве школ и учителей собрания музея послужили целям народно-школьного образования и при непосредственных осмотрах публикой – целям самообразования. Для целей чисто научных музей сосредоточил огромный и совершенно новый материал, который или рассылался специалистам для изучения, или вызывал специальные поездки отдельных ученых и целых экспедиций для ознакомления с собранным материалом на местах. Насколько верно понял Минусинский музей свою задачу преследуемые им цели, показывает та живая, крепкая, непрерывающаяся связь, которая установилась между ним – с одной стороны и населением уезда и целой плеядой ученых – с другой. Для всех музей давно стал близким, любимым детищем, которое все лелеют, обогащают приношениями, согревают своей любовью и симпатиями. Число ежегодных посещений музея достигает 8 – 9 тысяч.


Обновлено 20.09.2015 07:18