Главная Как выбирают имена МОТИВЫ РЕАЛЬНЫЕ И МНИМЫЕ

Авторизация



Яндекс.Метрика

Посетители

Сейчас 276 гостей онлайн

Статистика

Пользователи : 47
Статьи : 1223
Просмотры материалов : 4630731
МОТИВЫ РЕАЛЬНЫЕ И МНИМЫЕ
(6 голоса, среднее 4.83 из 5)

Помните, когда Митрофанушку спросили, какой частью речи является слово дверь, он, не задумываясь, ответил, что дверь имя прилагательное, потому что она прилагается. С подобной ситуацией антропонимистам приходится встречаться нередко. Особенно при изучении мотивов выбора имени опроса или анкет.

В начале семидесятых годов вдруг вошло в моду имя Анжелика. Нет, в десятку оно не попало, но, того неведомое, оно бросалось в глаза, и казалось, девчушек окрестили Анжеликами. С чего бы вдруг такая мода? Все объясняется просто: в это на экранах страны шли два фильма: «Анжелика и король» и «Анжелика — маркиза ангелов». Пресса единодушно признала обе ленты если не королями пустоты и бессодержательности, то маркизами точно. Таким образом, общественное мнение по поводу этих фильмов было резко отрицательным. Но уж очень красивая была эта Анжелика. И так у нее все ловко получалось. Удачливая была, страсть! Сразу из грязи да в князи. И не удержались многие мамы, назвали своих дочек Анжеликами с тайной надеждой, что и у их чад все будет так же красиво и ловко в жизни. Ну, а как же с общественным мнением!? Неудобно как-то выглядеть культурно отсталым, с неразвитым вкусом. И выход был найден. Часть мамаш спряталась за мотивом «просто нравится». Но это хоть честно. Зато другие (в основном с высшим образованием) выдвинули мотив «в честь Анджелы Дэвис». Так более солидно и респектабельно, что ли. Но в честь Анджелы Дэвис девочек называли Анджелами, а не Анжеликами — пытаемся уточнить. Оказывается, и в свидетельстве о рождении записаны Анжеликами, а не только в быту так зовутся. Тогда мы выяснили, различают ли мамаши полные (официальные) формы имени и уменьшительно-ласкательные. (Не удивляйтесь: в метрических книгах еще и теперь нередки записи типа Оля, Лена, Ната.) Оказалось, что отлично различают. И, наконец, последний эксперимент внес полную ясность. Группе испытуемых было предложено образовать от ряда русских и иностранных имен уменьшительные формы, И что же? От имени Анжелика образовывали формы Анжела, Анжелочка, Анжуля, Анжик, а вот от имени Анджела (они давались в разных местах списка: Анджела в начале списка после имени Виктории, а Анжелика в самом конце) форму Анжелика никто не образовал.

Итак, выдвигаемый мотив наречения не всегда является истинным. Исследователи моды на одежду отмечали уже давно, что часто человек вначале следует моде, а потом подыскивает объяснение или оправдание тому. Верхняя одежда из Германии пользуется большим спросом среди российских покупателей. Немецкие куртки, пальто и пуховики производятся на современных фабриках и отвечают всем стандартам.  Немецкие модельеры уделяют большое внимание комфорту, соответственно, заказав куртки из Германии, вы можете быть уверены, что вам в нем будет тепло и уютно.

В моде на имена, как видим, то же самое. Причем с сознательным искажением истинного мотива выбора приходится сталкиваться крайне редко по той причине, что вещи эти обычно не осознаются, Влияние окружающей среды трансформируется в причудливую цепочку ассоциаций и выдается человеком как собственное желание, хотение. Это очень важный момент в процессе выбора имени. Все выделенные нами факторы: церковный, традиция, сословно-классовый политико-идеологический, культурно-эстетический, фоносимволический — воздействуют на человека одновременно, Да и между собой они, как вы уже заметили, очень тесно связаны, И предугадать, какой из них станет решающим, в каждом конкретном случае практически Невозможно, так как для современной русской, белорусской или украинской семьи нет никаких юридических ограничений в выборе имени (неславянские народы мы здесь не затрагиваем). Однако массовые тенденции поддаются вероятностно-статистическому прогнозированию.

Крупнейший советский ономаст В. А. Никонов, анализируя имена новорожденных в 1961 году по нескольким областям России, заметил, что в большинстве областных центров первое место занимало имя Елена, а в Пензе и Ульяновске Ольга. Исходя из анализа тенденций развития именника, он предсказал, что и в этих городах имя Елена вскоре станет таким же частым. Проведенные там подсчеты новорожденных в 1966 году полностью подтвердили этот прогноз.

Так что же, у всех родителей этих Леночек были одинаковые мотивы? Нет, конечно! Мотивы были разными, но результат тот же. Как это происходит? Каким образом у совершенно не связанных друг с другом людей возникает желание назвать своего ребенка одним и тем же именем? Случайность отпадает сама собой, ибо случайности не поддаются прогнозированию. Следовательно, закономерность! Выясните причины, кто смелый и терпеливый!

Или хотя бы подтвердите, что это закономерность, из такого факта. В 1975—1980 годах самыми популярными именами по данным одного из районных загсов Москвы были:

Елена
Наталья
Ольга
Ирана
Анна
Сергей
Алексей
Александр
Олег
Владимир

Времени прошло уже достаточно, чтобы эта волна докатилась и до вашего города. Дерзайте!

Знаете ли вы, что...

Двух одинаковых имен в племени качинов (Северная Бирма) не бывает. Но когда рождаются близнецы, возникают трудности, так как по качинским поверьям близнецы — это один человек в двух лицах. Тогда в силу вступает специальный обряд: по достижении девяти лет близнецам предлагают три раза по очереди засунуть руку в кувшин с рисом. Одна из рисинок окрашена в красный цвет. Тот, кто достанет ее, и будет носить имя. Другого же отныне будут звать просто «Второй».



 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить