Большой Бейсуг

Краснодарский край

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Сочинения И. С. Тургенев Художественный прием «Психологической пары» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Художественный прием «Психологической пары» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

(2 голоса, среднее 5.00 из 5)

Роман Тургенева построен так, что в нем отражены веч­ные типы: «герои времени» и обычные люди. Братья Кир­сановы как раз составляет такую психологическую пару.

Павел Петрович неслучайно назван Писаревым «ма­леньким Печориным». Он действительно не только принадлежит к тому же поколению, но и являет собой «печоринский» тип.

«Заметим, что Павел Петрович вообще не отец, а для произведения с таким названием это дале­ко не безразлично. Павел Петрович — холостая душа, ничего от него «родиться», произойти не может; именно в этом и заключается все назначение его существования в тургеневском романе», — комментирует А. Жук.

Композиционно роман Тургенева построен на соедине­нии прямого, последовательного повествования и биогра­фий основных героев. Эти истории прерывают течение романа, уводят нас в иные эпохи, обращают к истокам происходящего в современности. Жизнеописание Павла Петровича Кирсанова подчеркнуто «выпадает» из обще­го хода повествования, оно даже стилистически чужерод­но роману. И, хотя читатель узнает об истории Павла Петровича из рассказа Аркадия, обращенного к Базаро­ву, язык этого рассказа ничем не напоминает стиль об­щения молодых нигилистов.

Тургенев максимально приближается к стилю и образ­ности романов 30-40-х годов XIX века, создает особый стиль романтического повествования. В нем все уводит от реальной, приземленной повседневности. Мы так и не узнаем настоящего имени загадочной возлюбленной Пав­ла Петровича: она фигурирует под условно-литератур­ным именем Нелли, или под таинственным «княгиня Р». Не узнаем, что томило ее, что заставляло метаться по всей Европе, переходить от слез к смеху и от беспечности к унынию. Многое в ней не будет разгадано читателем.

Да это и неважно. Главное понять, что в ней так при­влекло Павла Кирсанова, на чем основана его неземная страсть? А вот это как раз довольно ясно: самая загадоч­ность Нелли, многозначительная ее пустота, ее одержи­мость «ей самой неведомыми силами », ее непредсказуе­мость и непоследовательность и составляют ее очарова­ние для Кирсанова.

Любовь и дружба присутствуют и в жизни Базарова.

Все люди разные, и каждый понимает любовь и друж­бу по-своему. Для одних найти любимого человека есть цель и смысл жизни, а дружба — неотъемлемое поня­тие для счастливого существования. Эти люди составляют большинство. Другие считают любовь выдумкой, «белибердой, непростительной дурью»; в дружбе ищут единомышленника, борца, а не человека, с которым можно пооткровенничать на личные темы. Таких лю­дей мало, и к таким людям относится Евгений Василь­евич Базаров.

Его единственный друг — Аркадий — наивный, не-сформировавшийся юнец. Он привязался к Базарову всей душой и сердцем, обожествляет его, ловит каждое слово. Базаров чувствует это и хочет воспитать из Аркадия че­ловека, подобного себе, отрицающего современный им общественный строй, приносящего практическую пользу России. Поддерживать дружеские отношения с Базаро­вым хочет не только Аркадий, но и некоторые так назы­ваемые «дворяне-прогрессисты». Например, Ситников и Кукшина. Они считают себя современными молодыми людьми и боятся отстать от моды. А так как нигилизм — веяние моды, то они принимают его; но принимают час­тично и, надо сказать, самые неприглядные его стороны: неряшливость в одежде и разговоре, отрицание того, о чем не имеют ни малейшего представления. И Базаров прекрасно понимает, что это люди неумные и непостоян­ные — он не принимает их дружбы, он все надежды воз­лагает на молодого Аркадия. Он видит в нем своего пос­ледователя, единомышленника.

Базаров с Аркадием часто беседуют, многое обсужда­ют. Аркадий внушил себе, что согласен с Базаровым во всем, разделяет все его взгляды. Однако все чаще между ними возникают разногласия. Аркадий осознает, что не может принять все суждения Базарова. В частности, он не может отрицать природу и искусство. Базаров счита­ет, что «природа — это не храм, а мастерская, и человек в ней — работник». Аркадий считает, что природой надо наслаждаться, и из этого наслаждения черпать силы для работы. Базаров смеется над «стареньким романтиком» Николаем Петровичем, когда тот играет на виолончели; Аркадий даже не улыбается его шутке, ио, несмотря на возникшие разногласия, продолжает любить и уважать своего «учителя».

Базаров не замечает перемену в Аркадии, и поэтому его женитьба совершенно выводит Евгения из равнове­сия. И Евгений решает расстаться с Аркадием, рас­статься навсегда. Аркадий не оправдал его надежд, он подвел его. Базарову горько это осознавать и трудно отречься от друга, но он решается на это. И уезжает с такими словами: «...ты поступил умно; для нашей горь­кой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да моло­дой задор, для нашего дела это не годится... Ты слав­ный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич». Аркадий не хочет расставаться с Базаровым, он пытается остановить друга, но тот непоколебим в своем жестоком решении.

Итак, первая потеря Базарова — потеря друга, а сле­довательно, и разрушение психологической дары.

Любовь — чувство романтическое, а так как ниги­лизм отвергает все, что не приносит практической пользы, то отвергает и любовь. Базаров принимает любовь толь­ко с физиологической стороны отношений между мужчи­ной и женщиной: «Нравится тебе женщина — старайся добиться толку, а нельзя — ну, не надо, отвернись: зем­ля не клином сошлась». Любовь к А. С. Одинцовой врывается в его сердце внезапно, не спрашивая его согласия: и не радуя его своим появлением.

Еще на балу Одинцова привлекла внимание Базарова: «Это что за фигура? На остальных баб не похожа». Анна Сергеевна показалась ему очень красивой молодой жен­щиной. Он с любопытством принимает ее приглашение погостить в ее имении Никольском. Там он открывает для себя очень умную, хитрую, видавшую виды дворян­ку. Одинцова, в свою очередь, познакомилась с челове­ком неординарным; и красивой, самолюбивой женщине захотелось околдовать его своими чарами. Базаров и Один­цова проводят вместе много времени: гуляют, беседуют, спорят, словом, познают друг друга. И в обоих происхо­дит перемена. Базаров поразил воображение Одинцовой, он занимал ее, она о нем много думала, ей было интерес­но в его обществе. *Она как будто хотела и его испытать, и себя изведать».

А что происходило в Базарове! Он окончательно влю­бился! Это же настоящая трагедия! Рушатся все его тео­рии и доводы. И он старается оттолкнуть от себя это навязчивое, неприятное чувство, «с негодованием созна­ет романтика в самом себе». А между тем Анна Сергеевна продолжает кокетничать перед Базаровым: она пригла­шает его на уединенные прогулки в саду, вызывает на откровенный разговор. Она добивается его признания в любви. Это было ее целью — целью холодной расчетли­вой кокетки. Базаров не верит в ее любовь, но в его душе теплится надежда на взаимность, и в порыве страсти он бросается к ней. Он забывает все на свете, хочет лишь быть с любимой, никогда не расставаться с нею. Но Один­цова отказывается от него. «Нет, бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки луч­ше всего на свете».

Итак, он отвергнут. Это вторая потеря — потеря лю­бимой женщины. Базаров очень тяжело переживает этот удар. Он уезжает домой, лихорадочно ищет себе занятие и, наконец, успокаивается своей привычной работой. Но Базарову с Одинцовой суждено было еще встретиться в последний раз.

Внезапно Базаров заболевает и посылает нарочного к Одинцовой: «Скажи, что кланяться велел, больше ниче­го не нужно». Но это он только говорит, что «больше ничего не нужно», на самом деле он робко, но надеется увидеть любимый образ, услышать нежный голос, взгля­нуть в прекрасные глаза. И мечта Базарова сбывается: Анна Сергеевна приезжает и даже привозит с собой док­тора. Но приезжает она не из любви к Базарову, она считает своей обязанностью благовоспитанной женщины отдать последний долг умирающему. При виде его она не бросилась со слезами к его ногам, как бросаются к люби­мому человеку, "она просто испугалась каким-то холод­ным и томительным испугом". Базаров понял ее: «Ну, спасибо. Это по-царски. Говорят, цари тоже посещают умирающих». Дождавшись ее, на любимых руках умира­ет Евгений Васильевич Базаров - умирает сильным, во­левым, не отказавшимся от своих суждений, не отчаяв­шимся в жизни, но одиноким и отвергнутым.

Главная психологическая пара романа — это Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Взгляды нигилиста Базаро­ва и Кирсанова были совершенно противоположными. С первой встречи они почувствовали друг друга врагами. Павел Петрович, узнав, что Евгений будет гостить у них, спросил: « Этот волосатый? ». А Базаров вечером заметил Аркадию: «А чудаковат у тебя дядя». Между ними все­гда возникали противоречия. «У нас еще будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую», — говорит Кирса­нов. И она произошла. Нигилист необоснованно доказы­вал необходимость отрицания как образа жизни и, есте­ственно, в силу своей низкой философской культуры на­талкивался на логически верные заключения противни­ка. Это и являлось основой неприязни героев. Молодежь пришла разрушать и обличать, а построением займется кто-то другой. «Вы все отрицаете, или, выражаясь вер­нее, вы все разрушаете. Да ведь надобно и строить», — говорит Евгению Кирсанов. «Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить», — отвечает Базаров.

Они спорят о поэзии, искусстве, философии. Базаров поражает и раздражает Кирсанова своими хладнокров­ными мыслями об отрицании личности, всего духовного. Но, все-таки, как бы правильно ни мыслил Павел Петро­вич, в какой-то степени его представления устарели. Бе­зусловно, принципы в идеалы отцов отходят в прошлое. Особенно наглядно это показано в «цене дуэли Кирсанова и Евгения. «Дуэль, — писал Тургенев, — введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного преувеличенно комическим». Но с мыслями нигилиста тоже согласиться нельзя.

Отношение к народу Павла Петровича и Базарова рав­ное. Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по заведенным дедами порядкам кажутся исконными и цен­ными чертами народной жизни, умиляют его. Базарову же эти качества ненавистны: «Народ полагает, что, ког­да гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним?». Павел Пет­рович: «Он (народ) не может жить без веры». Базаров: «Грубейшее суеверие его душит». Просматриваются раз­ногласия Базарова и Павла Петровича в отношении к искусству, природе. С точки зрения Базарова «читать Пушкина - потерянное время, заниматься музыкой смеш­но, наслаждаться природою нелепо».

Павел Петрович, напротив, любит природу, музыку. Максимализм Базарова, полагающего, что можно и нуж­но во всем опираться только на собственный опыт и соб­ственные ощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обоб­щение и художественное осмысление чужого опыта. Ис­кусство (и литература, и живопись, и музыка) размягча­ет душу, отвлекает от дела. Все это «романтизм», «чепу­ха». Базарову, для которого главной фигурой времени был русский мужик, задавленный нищетой, «грубейши­ми суевериями», казалось кощунственным «толковать» об искусстве, «бессознательном творчестве», когда «дело идет о хлебе насущном ».

В романе Тургенева «Отцы и дети» столкнулись два сильных, ярких характера. По своим взглядам, убеждениям Павел Петрович предстал перед нами как предста­витель «сковывающей, леденящей силы прошедшего», а Евгений Базаров — как часть «разрушительной, осво­бождающей силы настоящего».

Ценность концепции «психологической пары» в рома­не Тургенева, на мой взгляд, в том, что она позволяет не просто наблюдать за героями и быть пассивными зрите­лями, а помогает сравнивать, сопоставлять героев, под­талкивает читателя к нужным выводам. Герои Тургенева живут во взаимоотношениях друг с другом.


 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика

Пример HTML-страницы